Всё циклично - то либерализация, то усиление внимания государства к сохранению лесов. Что такое 34-й год? Завершился НЭП, стартовал второй пятилетний план (предполагалось довести объем вывозки деловой древесины до 170 млн. м3 и 83,2 млн. дров в год. Объем лесовосстановительных работ должен был составить в среднем 124 тыс. га в год), перед страной были поставлены амбициозные задачи по индустриализации и построении новой экономики. И, как всегда, в трудные времена выручал лес. А тут ещё ожидание новой большой войны - нужно было "держать" большую территорию. Так что создание единой системы государственной лесной охраны, финансируемой из бюджета, освобождённой от хоз. работ и под крылом силовой структуры было вполне оправдано.
[spoiler]
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 ноября 1934 г. N 2617 ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОВ ЛЕСОКУЛЬТУРНОГО ЗНАЧЕНИЯ В целях сохранения государственных лесов и лесов местного значения в лесокультурной зоне, правильного ведения лесного хозяйства в них и борьбы с засухой, Совет Народных Комиссаров Союза ССР устанавливает: 1. На Народный Комиссариат Земледелия Союза ССР возлагается: а) организация и ведение лесного хозяйства в лесах государственного фонда и лесах местного значения, с установлением особого режима в лесах водоохранных, защитных и пр.; б) лесоэксплоатация в пределах не свыше годичного прироста; в) проведение мероприятий по лесоразведению - лесовозобновлению, уходу за лесом и борьбе с лесными вредителями (животными и растительными), выявление очагов заражения и принятие своевременных мер борьбы с ними; г) полезащитное полосное разведение, производство посадок, посевов и гидротехнических сооружений для борьбы с оврагами, оползнями, селевыми потоками и песками; д) производство овражно-мелиоративных работ для борьбы с заносами в Волгу, Дон, Днепр и их притоки, а также производство лесомелиоративных работ по укреплению береговых песков этих рек; е) установление режима вырубки лесов местного значения, обеспечивающего их возобновление и контроль над правильным ведением в них рубок. 2. На Народный Комиссариат Внутренних Дел Союза ССР возлагается: а) охрана всех лесов государственного фонда Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР и лесов местного значения лесокультурной зоны от правовых и хозяйственных нарушений (неправильная эксплоатация фонда, порубка и потравы лесокультур и молодняка, нарушение правил охоты и т.п.); б) охрана этих лесов от пожаров и лесных вредителей (животных и растительных); в) наблюдение за правильной эксплоатацией леса (недопущение завалов, вырубки сплошных массивов и проч.), проведением необходимых мероприятий лесокультурного порядка и выявлением очагов заражения. 3. Предложить Народному Комиссариату Земледелия Союза ССР имеющиеся в его распоряжении противопожарный инвентарь, готовые противопожарные вышки, телефонную аппаратуру и проч. передать Народному Комиссариату Внутренних Дел Союза ССР. 4. Охрану лесов осуществляет конная лесная стража Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР. Для руководства лесной стражей создать в системе Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР Отдел лесной охраны. Лесная стража действует только по приказам и инструкциям, издаваемым Народным Комиссариатом Внутренних Дел Союза ССР. 5. Содержание лесной стражи отнести на государственный бюджет. 6. Обязать Народный Комиссариат Земледелия Союза ССР, советы народных комиссаров союзных и автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты полностью обеспечить лесную стражу Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР жилыми помещениями в охраняемых ею лесах, с выделенным около жилья наделом для занятия сельским хозяйством. 7. Освободить лесную стражу Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР от хозяйственных повинностей, проводимых сельскими советами и колхозами. Заместитель Председателя СНК Союза ССР Я.РУДЗУТАК Заместитель Управляющего делами СНК Союза ССР И.МЕЖЛАУК |
Вернуть эту систему в полной мере уже невозможно по многим причинам, в том числе из-за обезлюденья огромных лесных районов - неоткуда будет просто взять людей в прежнем количестве для работы лесниками или объездчиками, даже если для этого появятся правовые основания и найдутся деньги. Но отдельные элементы этой системы все еще заслуживают самого серьезного внимания. Например, борьбе с пожарами сильно помогла бы практика усиления лесной охраны в пожароопасный период пожарными сторожами и специальными командами, а также исключение выполнения лесной охраной в этот период каких бы то ни было посторонних работ.
Ниже приводится текст документа.
Утверждено постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 26 августа 1939 года № 1281
ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЕ СОЮЗА ССР
А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В соответствии с Конституцией (Основным Законом) Союза Советских Социалистических Республик леса являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.
2. Основными задачами государственной лесной охраны СССР являются:
а) борьба за сохранение и дальнейшее развитие лесных богатств Союза ССР;
б) борьба с лесными пожарами, расхищением и истреблением лесов;
в) проведение предупредительных мер от лесных пожаров, расхищений и истреблений лесов;
г) наблюдение за выполнением правил использования лесов;
д) проведение предупредительных мер против распространения вредных насекомых и болезней леса.
Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ
3. Охрана лесов осуществляется государственной лесной охраной наркоматов и ведомств, в ведении которых находится лесной фонд государственного и местного значения.
4. В состав государственной лесной охраны входят:
а) лесники, объездчики, лесничие и завлесхозучастками лесничеств и лесхозучастков;
б) инспектора охраны лесов лесхозов, леспромхозов, лестрансхозов и райлесхозов;
в) начальники отделов и инспектора охраны лесов Главлесоохраны и его территориальных управлений, управлений лесов местного значения, наркоматов лесной промышленности и их главков и трестов.
В пожароопасный период лесная охрана усиливается авиаотрядами, противопожарными, химическими и другими командами и временными пожарными сторожами.
5. Общее руководство лесной охраной лесхозов (леспромхозов) осуществляется директорами.
Руководство делом лесной охраны в управлениях, трестах, главках, наркоматах и Главлесоохране при СНК СССР осуществляется начальниками соответствующих управлений, трестов, главков, наркомами и начальником Главлесоохраны при СНК СССР через соответствующие отделы охраны лесов.
6. Для несения службы охраны леса лесничества (лесхозучастки) разбиваются на объезды, а объезды на обходы.
7. За состояние охраны обхода отвечает лесник, объезда - объездчик лесничества (лесхозучастка) - лесничий (зав. лесхозучастком), лесхоза - инспектор охраны лесов и директор лесхоза (леспромхоза).
8. Государственная лесная охрана проводит свою работу, опираясь на широкие массы трудящихся, вовлекая их в дело охраны лесов государственного и местного значения.
В. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ
9. Лесная охрана проводит мероприятия по предупреждению и борьбе с возникшими лесными пожарами, нарушениями установленных правил лесоиспользования, самовольными порубками и другими нарушениями, приносящими вред лесному хозяйству.
Кроме того, лесная охрана проводит работы по подготовке лесосечного фонда в натуре, наблюдает за проведением лесокультурных работ, сигнализирует о появлении вредных насекомых и болезней леса, наблюдает за выполнением хозяйственно-технических условий на отпуск леса и установленных лесохозяйственных правил, следит за очисткой лесосек, за соблюдением правил и сроков охоты и передает материалы о нарушениях органам прокуратуры или в суд.
Охрана лесоматериалов на лесосеках и временных лесных складах лежит на обязанности лесозаготовителей.
В пожароопасный период лесная охрана проводит исключительно работы, связанные с охраной лесов от пожаров и лесонарушений.
10. Государственная лесная охрана:
а) проверяет документы на производство лесоиспользования;
б) приостанавливает незаконную рубку и подсочку леса;
в) задерживает на месте преступления незаконно добытый лесонарушителями материал.
Лесники
11. Лесники непосредственно подчиняются объездчикам.
12. Лесники обязаны:
а) знать действующие распоряжения и приказы, относящиеся к их роду деятельности;
б) хорошо знать свой обход и его границы, наблюдать за сохранностью межевых и других опознавательных знаков, телефонных линий, пожарных вышек, изгородей, канав, мостов, геодезических знаков, посадочных площадок и прочих сооружений в лесу;
в) хорошо знать в своем обходе дороги, водоемы, реки, озера, пруды, колодцы, места рубок, местонахождение ближайшего телефона, местожительство объездчика, соседних лесников и ближайшие населенные пункты, конторы лесничества и лесхоза (леспромхоза), оказывать содействие в деле охраны леса лесникам соседних обходов;
г) систематически осматривать свой обход, имея особое наблюдение за лесными участками, наиболее подверженными нарушениям, пожарам, распространению вредных насекомых и болезней леса;
д) хорошо знать противопожарные правила в лесу, следить за их исполнением, своевременно обнаруживать лесные пожары, знать практические способы тушения лесных пожаров, а при возникновении лесных пожаров принимать немедленные меры к их ликвидации;
е) задерживать лиц, совершивших поджог леса и доставлять их соответствующим органам власти;
ж) следить за работой пожарных сторожей в своем обходе;
з) принимать все законные меры к прекращению нарушений правил лесоиспользования, охоты и проведения побочных пользований в лесу.
Объездчики
13. Объездчики состоят в подчинении лесничего (зав. лесхозучастком) и имеют в своем подчинении лесников своего объезда.
14. Объездчики обязаны:
а) хорошо знать границы своего объезда, обходов, входящих в состав объезда, а также нахождение и состояние всех противопожарных сооружений, водоемов, рек, озер, канав, пунктов связи и местожительство пограничных с ними объездчиков;
б) руководить охраной своего объезда, инструктировать подчиненных лесников, временных пожарных сторожей, проверять их работу, производить периодические ревизии обходов своего, объезда;
в) немедленно по обнаружении лесонарушений составлять об этом акт, а в случаях вывоза незаконно добытого леса сообщать органам расследования для отобрания или наложения ареста на таковой;
г) производить периодические проверки наличия, исправности и условий хранения имущества, находящегося в ведении и под охраной лесников (лесокультурный, лесохозяйственный и противопожарный инвентарь), выданного лесникам оружия и знаний ими правил обращения и применения оружия;
д) участвовать в освидетельствовании заготовленных лесоматериалов, площадей рубки и подсочки и выполняемых в объезде лесных работ, а также, в пределах предоставленных им лесхозом полномочий, проводить и актировать, при участии лесников, самостоятельные освидетельствования заготовок и площадей рубки.
Лесничий (зав. лесхозучастком)
15. В круг обязанностей лесничего (зав. лесхозучастком) по охране леса входит:
а) организация охраны лесов на территории лесничества (лесхозучастка) от лесонарушений, лесных пожаров, вредных насекомых и болезней леса;
б) контроль за соблюдением лесозаготовителями хозяйственно-технических условий на отпуск леса и правил очистки мест рубок, а также за проведением ими противопожарных мероприятий и санитарного минимума в лесу;
в) проверка правильности составления поступающих к нему от объездчиков актов о лесонарушеннях, определение размера ущерба от лесонарушений и своевременное представление актов в лесхоз (леспромхоз);
г) систематическое наблюдение за своевременным и точным исполнением объездчиками, лесниками и временными пожарными сторожами возложенных на них обязанностей;
д) непосредственное руководство тушением лесных пожаров;
е) проведение мероприятий по повышению технических знаний объездчиков и лесников, а также проведение массовой работы среди населения и вовлечение населения в дело охраны лесов.
Инспектор охраны леса лесхоза (леспромхоза)
16. Инспектор по охране лесов лесхоза подчиняется директору лесхоза (леспромхоза).
Инспектора охраны лесов лесхоза (леспромхоза) обязаны:
а) хорошо знать действующее законодательство, постановления и распоряжения Правительства, приказы и инструкции, относящиеся к охране лесов от пожаров, лесонарушений, вредных насекомых и грибных заболеваний;
б) разрабатывать и проводить в жизнь мероприятия по охране лесов в пределах лесхоза, проверять работу лесничих (зав. лесхозучастками) по охране лесов, объездчиков, лесников и временных пожарных сторожей, инструктировать работников лесной охраны по всем вопросам охраны леса;
в) вести учет лесонарушений и книгу учета лесонарушителей;
г) проверять оформление актов о лесонарушениях, размер ущерба и принимать меры к своевременному направлению актов в судебно-следственные и арбитражные органы по подсудности;
д) непосредственно руководить тушением лесных пожаров;
е) распределять среди лесной охраны оружие, боеприпасы, обмундирование, вести им учет, проверять умение пользоваться оружием и знание условий его применения, а также правильное хранение оружия и боеприпасов;
ж) принимать меры к содержанию лесных кордонов, пожарных вышек и других построек и сооружений в исправном состоянии периодически осматривать таковые;
з) организовать работу по повышению технических знаний лесников, объездчиков и временных пожарных сторожей и проводить среди них политико-воспитательную работу.
Временные пожарные сторожа
17. В круг обязанностей временного пожарного сторожа входит:
а) выполнять распоряжения и указания лесника и объездчика по охране лесов от пожаров;
б) наблюдать за тем, чтобы на охраняемом участке полностью соблюдались меры предосторожности от огня;
в) вести дежурства на пожарной вышке, а в случае обнаружения пожара немедленно сообщать ближайшему леснику, или объездчику или в другие заранее намеченные пункты о месте возникновения пожара и направлении огня.
Г. ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ
18. Лесникам и объездчикам присваивается право ношения оружия, которое выдается с соблюдением правил, установленных НКВД СССР.
19. Выданное леснику, объездчику или временному сторожу оружие закрепляется за ним с возложением на него ответственности за сохранность и содержание оружия в надлежащем порядке.
20. Оружие может быть употреблено в действие в следующих случаях:
а) для отражения всякого вооруженного нападения на лесную охрану при исполнении ею служебных обязанностей;
б) для отражения нападения или сопротивления хотя и не вооруженного, но представляющего явную угрозу для жизни лиц лесной охраны.
В указанных случаях оружие приводится в действие после троекратного предупреждения окриком и предварительного выстрела в воздух, за исключением тех случаев, когда по условиям нападения у лесной охраны не остается времени для предупреждения.
21. В каждом отдельном случае применения оружия с результатами ранения или смерти лесной охраной составляется акт, который не позднее 24 часов после происшествия руководителем лесхоза направляется соответствующему прокурору и в копии соответствующему управлению (тресту).
О всех других случаях применения оружия лесная охрана обязана сообщать соответствующему управлению (тресту).
Д. СЛУЖБА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЕ
22. На службу в государственную лесную охрану принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста.
На должности инспекторов охраны лесхозов, инспекторов и начальников отделов охраны территориальных управлений и трестов, инспекторов и начальников отделов охраны главков, наркоматов и Главлесоохраны при СНК СССР назначаются преимущественно лица, окончившие высшие или средние лесотехнические учебные заведения.
23. Лесники и объездчики назначаются и увольняются директорами лесхозов (леспромхозов), инспектора охраны - начальниками территориальных управлений, управляющими трестами по представлению директоров лесхозов (леспромхозов).
24. При смене работников лесной охраны вставляется приемо-сдаточный акт.
При сдаче обхода обязательно присутствует объездчик, а при сдаче объезда - инспектор охраны лесов лесхоза (леспромхоза) и лесничий (зав. лесхозучастком).
25. Работники лесной охраны должны пройти обязательный, установленный для них техминимум и систематически повышать свою квалификацию.
26. За потерю и умышленную порчу вверенного лесной охране оружия, а также за передачу его посторонним лицам, хотя бы временно, виновные в этом несут уголовную ответственность.
За небрежное содержание оружия работники лесной охраны несут ответственность в дисциплинарном порядке.
За совершение других должностных преступлений виновные подлежат уголовной ответственности в установленном законом порядке.
За проступки, которые не содержат в себе состава уголовного преступления, на работников лесной охраны налагаются следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) выговор с предупреждением об увольнении;
г) перевод на низшую должность;
д) увольнение со службы;
е) увольнение со службы с запрещением работать в лесной охране на срок до двух лет.
Взыскания, предусмотренные п. п. "а", "б", "в", "г", "д", налагаются соответствующими вышестоящими начальниками, пользующимися правом найма и увольнения. Увольнение со службы с запрещением работать в лесной охране сроком до двух лет (п. "е") производится приказом соответствующего Наркома и начальника Главлесоохраны при СНК СССР.
27. В целях наиболее успешной борьбы с нарушениями правил лесоиспользования устанавливается премирование работников лесной охраны за обнаружение указанных нарушений.
Премирование производится за счет отчислений:
а) 30% от сумм, полученных при реализации конфискованных по суду лесоматериалов;
б) 10% от сумм, взысканных с нарушителей правил лесоиспользования, в порядке ответственности по суду.
Порядок премирования устанавливается инструкцией Наркомлеса СССР и Главлесоохраны при СНК СССР.
Примечание. Получение премий в какой бы то ни было форме от лесозаготовительных или иных организаций, а равно совместительство в таковых работникам лесной охраны воспрещается.
28. Кроме премирования работников государственной лесной охраны за образцовую работу, проявление находчивости и самоотверженности в борьбе с нарушениями правил лесоиспользования и лесными пожарами, применяются следующие меры поощрения:
а) благодарность устная и с объявлением в приказе;
б) награждение денежной наградой или ценным подарком;
в) назначение на высшую должность;
г) представление к награждению орденами СССР.
29. Право объявления благодарности, назначения на высшую должность и награждения денежной наградой принадлежит вышестоящему начальнику, пользующемуся правом найма и увольнения, а право награждения ценным подаркам - Наркому лесной промышленности СССР и начальнику Главлесоохраны при СНК СССР.
30. Лицам, проработавшим в лесной охране непрерывно 10 лет и более, присваивается нагрудный знак. Образец знака утверждается в установленном порядке.
31. Работники лесной охраны носят форменное обмундирование установленного образца.
32. Для объездчиков, а также лесников крупных или разбросанных обходов предоставляется лошадь.
33. Лесникам и объездчикам на время работы в лесной охране предоставляются в бесплатное пользование жилые помещения с надворными постройками в лесу (кордоны) и отпускается необходимое количество дров для отопления жилых помещений.
Начальник Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР Мотовилов