
В конце 1944 года в Ликино-Дулёве было решено переоборудовать завод для выпуска оборудования для лесозаготовительной промышленности. Об этом даже у нас в городе мало кто знает. Не помог и вроде бы всезнающий Интернет. Более-менее серьёзную информацию можно найти только по электропилам. Да и то, автор сокрушается, что материалов крайне мало. Думаю, можно позволить развёрнутое цитирование.
Оригинал взят у ![]() Сразу предупреждаю и тех кто будет читать и тех кто захочет утащить к себе: это скорее не «история создания электропилы ВАКОПП», а вопросы и версии к истории создания ВАКОПП. Если быть совсем точным — призыв к обмену информацией об этой пиле. Я ищу фотографии, упоминание в литературе 1940-х — 1950-х, описание, характеристики, использование, производство и, по возможности, музеи в которых есть электропилы ВАКОПП. В общем всё-всё-всё, и даже больше. Собственно говоря, эта пила много кому известна, потому как изображена на очень популярном плакате конца 1940-х. Комментарии к этому плакату обычно сводятся к рассуждениям о том что же это за слово такое было, что героев плаката отправили в ГУЛАГ, и каким же безграмотным идиотом надо быть что бы изобразить электропилу на лесоповале среди сугробов. Однако, реальная жизнь была гораздо интересней… ![]() [spoiler] … в 1943 году наступил перелом в войне, линия фронта уверенно пошла в западном направлении и возникла как необходимость, так и возможность восстановления страны. Без преувеличения можно сказать что лес был важнейшим ресурсом в деле восстановления страны. Для разрушенной страны лес был как строительным материалом для восстановления жилых и производственных помещений, так и стратегически важным топливом. Жидкое углеводородное топливо в первую очередь уходило туда где без него не обойтись — воюющей армии. В этой ситуации, использование бензопил для лесозаготовок было допустимо для военных инженеров и строителей, но использование драгоценного БЕНЗИНА гражданскими лесорубами заготавливающими ДРОВА иначе как безумием не назвали бы. Кроме того, ещё в 1930-х упор был сделан именно в сторону электропил и отечественные разработчики имели большой опыт в разработке как электропил, так и электростанций к ним. ![]() Поэтому, когда правительство сказало НАДО, советские разработчики сказали БУДЕТ. Вообще, разработчики из АЛТИ (Архангельский ЛесоТехнический Институт) сказал УЖЕ ЕСТЬ, но несмотря на опыт (в 1930-х АЛТИ был главными в СССР по цепным электропилам) у них не срослось. Когда была создана электропила ВАКОПП-1 Официальная история МГУЛ/МЛТИ (Московский Государственный Университет Леса/Московский ЛесоТехнический Институт) гласит что электропила ВАКОПП-1 была создана в 1943-1944 году.Так, в 1943-1944 гг. коллективом ученых МЛТИ и отраслевого института ЦНИИМЭ в составе Г.А. Вильке, П.П. Пациоры, Н.В. Александрова, А.К. Плюснина, А.И. Осипова, В.В. Куосмана была разработана новая электромоторная пила «ВАКОПП», получившая название по фамилиям ее авторов. Но в связи с тем что МЛТИ возобновил работу лишь в 1943, то такое утверждение выглядит сомнительным. ![]() Первоначально эти электропилы выпускал ЛиАЗ (Ликинский Автобусный Завод) который тогда относился к лесной промышленности и назывался ЛиМЗ (Ликинский Машиностроительный Завод) и в литературе того времени сообщается о тестовом выпуске электропил ВАКОПП в первом полугодии 1945 года и о планах по серийному выпуску на второе полугодие. В своей рабочей версии я принимаю именно 1944 — годом создания цепной электропилы ВАКОПП. Не 1945, когда она уже испытывалась, но и не 1943. Кроме всего прочего, это согласуется с литературой конца 1940-х — начала 1950-х. К сожалению, если копать этот вопрос менее дотошно, то можно найти несколько неправильных вариантов. ![]() (тут было много букв про ошибочные варианты «года создания», слишком много — отложим на потом ![]() Производство электропил ВАКОПП-1 ![]() Изначально стоял вопрос о необходимости производства десятков тысяч электропил, и НарКомЛес не имел таких мощностей. Поэтому заказы были раскиданы по заводам других отраслей. В литературе 1950-х есть перечисление заводов делавших ВАКОПП-1:
Так же, различие было в оребрении двигателя и устройства смазки цепи на ручке помошника. А ещё, у Ликинских (и возможно Таллинских) версий шина была не «дуги с перемычками», а «пластина с круглыми отверстиями». ![]() Недавно я встретил в интернете фотографию одной из пил, на которой был логотип не подходивший ни к одному из этих заводов. Нашёл — этого завода в моём списке не было! Да, новосибирский патронный завод (№188). Нормальная ситуация: своих мощностей у лесной промышленности не хватало, и заказ разместили где были свободные мощности. ![]() Потом я посмотрел свои фотографии из фондов Тотемского краеведческого музея и и проверил — на крышке редуктор есть клеймо ижевского завода (с характерной ижевской стрелой). Увы, заводов в Ижевске много и их постоянно передавали от ведомства к ведомству, на них размещали разные заказы, поэтому не возьмусь утверждать как именно назывался этот ижевский завод. Финский след В некоторых источника электропилы ВАКОПП называются «импортными пилами», эти слова казались мне очередной глупостью, пока я не узнал про производство на финском авиазаводе в Тампере.Оказывается, часть заказа была размещена на финском авиазаводе в Тампере. Произошло это в рамках выплаты Финляндией репараций которые Советский Союз взимал оборудованием. Полного списка полученного оборудования не нашёл, но предположительно было выпущено и поставлено в СССР 3500 финских версий электропилы ВАКОПП-1 под названиями SSK-II и SSK-III. ![]() На имеющейся у меня финской SSK-II имеется 2 русскоязычных шильдика из которых можно сделать вывод что либо пила, либо двигатель были выпущены в конце 1945 года. Так как пила производилась специально для СССР, в Финляндии она практически не использовалась, хотя пилы с шильдиками на финском языке существуют. Да, так как SSK-II была технически более совершенна (оребрение двигателя и смазка цепи) чем большинство ВАКОПП-1 (об этом можно судить по множеству фотографий), то не исключён вариант что ВАКОПП-1 был адаптированной версией SSK-II (которую, возможно, разработали специально для репараций СССР). ![]() Сам я придерживаюсь немного более сложного варианта:
Чё я заладил «ВАКОПП-1″, а не просто «ВАКОПП» ![]() Кроме того, существуют фотографии ВАКОППов без второй ручки — просто с консольной шиной. Но и эта фотография из финского музея, и подобные фотографии отечественных пил наводят на мысль что это самоделки частников, а не серийные или экспериментальные образцы. Где использовались ![]() Массовость производства и работа от обычного трёхфазного тока с частотой 50Гц позволила широко использовать пилы ВАКОПП-1 в разных отраслях. Кроме лесозаготовок они упоминаются в литературе по строительству, добыче известняка, железнодорожному инструменту (под названием ЭП-1) и в качестве оснащения экспериментального АГДЗС (Автомобиля ГазоДымоЗащитной Службы) ПМЗ-14. К чему всё это ![]() Теперь я с этим буду ходить по тематическим и географическим сайтам и форумам, в надежде на счастье. Короче, я ищу: 1) Музеи и владельцев электропил ВАКОПП с целью уточнения деталей, получения фотографий пилы для составления более полной картины о модификациях и заводах производителях. И фотографий шильдиков и клейм на редукторах (или где они будут). И прочих элементов — кто его знает в каком элементе обнаружатся различия. 2) Названия мемуаров и имена руководителей или историй заводов: Ликинского Автобусного, Тамбовского «Ревтруд», Новосибирского патронного, Таллинского завода «Ильмарине». А так же ЦНИИМЭ, МЛТИ/МГУЛ и АЛТИ/АЛТУ. Про ижевский не спрашиваю — их там слишком много и неизвестно какой конкретно был задействован. Можно названия, можно сканы/фотографии. 3) Упоминания в местных журналах и газетах о механизации лесозаготовок в первые послевоенные годы. Сканы и цифровые фотографии старых фотографий с электропилами. 4) Информацию из справочников 1940-х — 1960-х по вспомогательному железнодорожному электроинструменту, инструменту для добычи камны или известняка, вспомогательному оборудованию противопожарных служб. 5) Информацию о статуях, картинах и барельефах на которых изображены лесорубы с электропилами. ТАКИЕ ЕСТЬ! Если есть подозрения что это барельеф с пилой — присылайте фотографию. Будем разбираться. 6) Названия художественных, документальных (хроники) и учебных фильмов в которых изображено использование бензопил и электропил на лесозаготовках. Среди советских кинохроник попадаются интересные кусочки. Шлите всё что есть — пусть лучше будет два раза, чем ни одного! Оригинал размещён по адресу http://motopila.tv/vakopp-1/. |