В системе стандартов серии ISO 55000 прошло масштабное обновление в 2024 году



Международная организация по стандартизации ISO выпустила новые стандарты и обновила версии действующих стандартов серии ISO 55000 в 2024 году. Компанией НПП СпецТек подготовлены их русскоязычные версии, выход ГОСТ Р запланирован на 2025 г.

Управление физическими активами жизненно важно для всех организаций, зависимых от функций, технической надёжности и производительности физических активов. Это могут быть организации промышленности, энергетики, транспорта, владеющие физическими активами, под которыми понимается технологическое оборудование, машины, материальные запасы, объекты недвижимости (производственные здания, сооружения, дороги), инженерные сети (энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение и другие).

Международным сообществом с участием России разработаны стандарты серии ISO 55000, которые предоставляют методологическую основу управления активами.

Ключевым является стандарт ISO 55001, определяющий требования к системе управления активами. Он обновлен с учетом отзывов и опыта более чем 50 стран за 10 лет. Версия 2024 года включает более четкие и конкретизированные требования к принятию решений, получению ценности от активов, планированию управления активами, способам учета рисков и возможностей, управлению данными и знаниями и к операциям жизненного цикла. Для облегчения понимания требований стандарта в него включены дополнения и вспомогательные упрощения.

Обновлен также сопутствующий документ ISO 55000, который описывает основные концепции, терминологию, принципы и преимущества управления активами. Издание 2024 года отражает эволюцию с 2014 года, включая усиление внимания к результатам деятельности по управлению активами. Описания преимуществ доработаны с учетом отзывов от управляющих активами и владельцев активов по всему миру.

Выпущено также второе издание ISO/TS 55010. Документ предоставляет управляющим активами, финансовым директорам и финансовым группам рекомендации по интеграции финансовых и нефинансовых аспектов управления активами. Он также необходим операционным директорам, техническим менеджерам в инженерных и плановых отделах и другим нефинансовым ролям, связанным с управлением активами, для обеспечения согласованности финансовой и нефинансовой деятельности при управлении активами.

Руководство по разработке публичной политики, способствующей управлению активами, воплощено в новом стандарте ISO 55011. Он адресован тем, кто стремится продвигать и поддерживать управление активами в своих странах или юрисдикциях. Документ описывает инструментарий публичной политики, который может быть использован в целях улучшения результатов управления активами. Инструментарий, дополненный примерами, информирует о возможностях выбора и разработки инструментов публичной политики, которые могут помочь достичь целей и лучших результатов.

Участие людей имеет решающее значение для многих видов деятельности на различных этапах жизненного цикла актива. Новый стандарт ISO 55012 дает рекомендации по повышению вовлеченности людей в систему управления активами, а также по развитию их компетентности для надлежащего участия в деятельности по управлению активами и подчеркивает важность эффективной коммуникации и сотрудничества в организации.

Данные стали важнейшим компонентом управления активами. Новый стандарт ISO 55013 обеспечивает комплексную поддержку управления данными об активах и активами данных, включая принятие стратегических решений, повседневные операции по управлению активами, защиту данных, финансовый анализ, надзор за соблюдением требований, поддержку поставщиков и обратную связь с клиентами. ​Он направлен на достижение целей организации с помощью эффективных и соответствующих требованиям методов обработки данных и управления ими.

Специалисты НПП «СпецТек» участвуют в работе международного комитета по стандартизации ISO/TC 251 «Asset management», в том числе они участвовали и в разработке вышеуказанных стандартов. Являясь базовой организацией Технического комитета по стандартизации «Управление активами» (ТК086), компания НПП «СпецТек» подготовила русскоязычные версии указанных стандартов. Их выпуск в виде ГОСТ Р предусмотрен Программой национальной стандартизации на 2025 год.

Состоялся аудит системы технического обслуживания Кондопожского ЦБК

Эксперты НПП «СпецТек» провели аудит системы технического обслуживания и ремонта АО «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» и разработали план мероприятий по её совершенствованию.

Читать подробнее...

Техническое обслуживание всех производств Сегежского ЦБК перешло на цифру

В декабре 2019 года на Сегежском ЦБК (Segezha Group, АФК «Система») завершен третий этап развития информационной системы управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР).

Теперь исправность оборудования и своевременность необходимых мероприятий технологического контроля отслеживается в системе, реализованной на основе программного обеспечения TRIM от компании НПП «СпецТек».

«В 2018 году мы опробовали информационную систему на пилотном объекте – бумажной фабрике №3, – рассказал руководитель службы надёжности Дирекции по сервисному обслуживанию Сегежского ЦБК Алексей Бугринов, – отработали функции планирования ТОиР, регистрации и классификации дефектов, сбора данных о техническом состоянии оборудования. Теперь масштабировали и одновременно развили эти функции, перевели на информационную систему три производства – целлюлозы, бумажное и энергетическое. Стало гораздо легче и прозрачнее контролировать ремонт и обслуживание оборудования».

«Год назад в системе ТОиР осуществлялось управление ремонтами и обслуживанием примерно 4000 единиц оборудования комбината. Теперь эта цифра увеличена более чем в пять раз, до 22 тысяч. В справочники системы введены и описаны около 7 тысяч регламентных работ. Год назад к системе были подключены 30 пользователей, сегодня – более 300, и есть возможность неограниченного увеличения их общего количества», – добавляет руководитель службы надежности.

Функция планирования ТОиР развита до полноценного объемно-календарного планирования регламентных работ, дополнена возможностью формирования потребности в трудовых ресурсах, контроля загрузки персонала, количественного учета используемых (план/факт) материально-технических ресурсов.

Проведено масштабирование информационной поддержки процедуры расследования инцидентов – от учета самих инцидентов, анализа связанных с ними данных до принятия решений. Прежде всего речь идет о расследованиях по факту случившихся аварий и отказов оборудования, с определением их первопричин и разработкой мер, направленных на их предупреждение в будущем. Эта функция системы соответствует известной практике RCA (Root Cause Analysis).

Отдельного внимания, как подчеркивает заместитель технического директора по информационным технологиям Сегежского ЦБК Николай Яковлев, заслуживает автоматизация операций и информационная поддержка при обходах оборудования. «С этой целью на всех производствах комбината было внедрено решение «TRIM-Мобильный клиент», позволяющее использовать мобильные устройства для сбора данных о техническом состоянии во время обходов. Это решение дает возможность дежурному персоналу работать в информационной системе ТОиР, находясь непосредственно возле оборудования в производственной зоне и не имея постоянного соединения с базой данных системы».

Для работы с решением «TRIM-Мобильный клиент» комбинат закупил специализированные носимые промышленные терминалы. В настоящее время системой охвачены обходы порядка 3500 единиц оборудования. Гарантийное обслуживание на выполненные работы составляет 12 месяцев.

«В том и состоит особенность проекта, – отметил руководитель проекта от НПП «СпецТек» Владимир Ростик, – что помимо автоматизации решаются задачи внедрения передовых практик управления ТОиР, таких как RCA или использование мобильных устройств при обходах. Система в целом создает основу для практики обслуживания по состоянию».

Развернутая система TRIM является одним из первых действующих цифровых решений на СЦБК по сбору данных ТОиР и послужит «фундаментом» для реализации бизнес-процессов в SAP S/4HANA. Данные, аккумулированные в TRIM, будут обогащены и мигрированы в SAP S/4HANA, где станут использоваться при планировании ремонтов.

Краткая справка о компаниях

АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» – один из флагманов целлюлозно-бумажной отрасли России, градообразующее предприятие. Продукция комбината экспортируется в 60 стран мира. Мощности комбината позволяют ему занимать третье место в мире по производству мешочной бумаги.

ООО «НПП «СпецТек» – профессиональный консультант и ведущий российский разработчик программного обеспечения для управления физическими активами. Разработчик EAM/MRO-системы TRIM.

ИС ТОиР Набережночелнинского КБК введена в эксплуатацию

Информационная система управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования ЗАОр «НП НЧ КБК им. С.П. Титова» введена в эксплуатацию. Работы по созданию системы выполнены НПП «СпецТек» на основе программного комплекса TRIM.

Читать подробнее...