"Леса будущего" - как молодое поколение леса реагирует на изменения
Несмотря на то, что даже после серьёзных нарушений лесная растительность возвращается на прежнее место, состав и структура формирующихся насаждений могут значительно отличаться от исходных.
Естественное возобновление, происходящее под пологом леса или на открытых пространствах, испытывает воздействие туризма и рекреации, хозяйственной деятельности человека, влияния погодных аномалий, внедрения в лесные сообщества чужеродных видов растений, других факторов. Благодаря этому развитие молодого поколения леса и его состояние вполне может быть определённым индикатором происходящих в лесных экосистемах изменений.
Охватить огромное разнообразие вариантов возобновления леса и разнообразие территорий возможно лишь с привлечением большого числа исследователей, работающих по единой программе.
Ожидается, что благодаря возможностям гражданской науки и участию многочисленных научных волонтёров мы сможем лучше понимать лес:
- какие древесные породы наиболее эффективно возобновляются в тех или иных условиях;
- происходит ли так называемая смена пород (когда, к примеру, на смену хвойным приходят лиственные породы);
- как себя чувствуют "знаковые" древесные виды (например, дуб черешчатый или сосна кедровая, в своих регионах);
- есть ли проблема с проникновением в экосистемы чуждых видов
В чём суть проекта?
Команда волонтёров-исследователей самостоятельно или совместно с координаторами выбирают объекты исследования и проводят учёт возобновления древесных пород с использованием доступных и единых методик. Площадками для исследований могут быть участки особо охраняемых природных территорий или пригородных лесов, активно используемые территории лесничеств или пока не покрытые лесом, но зарастающие вырубки и гари.
Одновременно с учётом количества подроста на учётных площадках производятся описание как древесного яруса, так и живого напочвенного покрова.
Кто может быть участником проекта?
Основу команды проекта составляют любители природы, заинтересованные в изучении лесов. Организаторы проекта рассчитывают на активное участие школьных лесничеств и юннатских кружков, как имеющих определённую подготовку для полевых исследований.Однако в плане участия нет абсолютно никаких ограничений, поскольку используя предлагаемые рекомендации, можно организовать работу практически с нуля.
Приглашаем подключиться также и «взрослых» исследователей (студентов, аспирантов, сотрудников научных отделов особо охраняемых природных территорий и т. п.) - как в рамках сбора первичных данных, так в качестве наставников для научных волонтёров.
Как присоединиться?
По итогам полевого сезона все участники и наставники получат электронные сертификаты и благодарности.
Требуется ли опыт и обучение?
В качестве старта все участники смогут использовать методические рекомендации, которые при необходимости могут быть дополнены исходя из условий конкретной местности. Дополнительно на страницах этого сайта будут размещены видеоуроки и мастер-классы.Материалы для участников
Какова судьба собранных данных?
Ожидается, что материалы, полученные командами научных волонтёров дополнят результаты работы учёных и станут составной частью общего обзора с пока условным названием "Леса будущего: направления лесовосстановительных процессов" с указанием авторства всех участников.Каждый из участников проекта также сможет самостоятельно использовать собранные им материалы для собственных исследований.
Координаторы проекта:
Коротков Сергей Александрович, доцент кафедры Лесоводство, экология и защита леса
Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана, канд. биол. наук
Захаров Владимир Петрович, ведущий инженер ГАУ МО "Мособллес"
Статьи по теме
Как самые обычные люди помогают науке
Прогресс в технологиях передачи данных и в характеристиках гаджетов сделал возможным вовлечение в работы по документированию биологического разнообразия и происходящих в природе динамических процессов широкого круга энтузиастов и любителей природы. Массивы данных iNaturalist и других систем сбора и верификации информации от пользователей уже используются для составления и уточнения различных ареалов, мониторинга редких видов, отслеживания распространения инвазий, инвентаризации флоры и фауны особо охраняемых природных территорий, фенологических исследований и решения многих других научных и прикладных задач, в качестве как основного, так и дополнительного источника. Важные сведения, полученные из данных систем, могут стать интересным дополнением к полевым материалам, полученным исследователями в ходе самостоятельного сбора данных. Опыт использования подходов гражданской науки показал перспективность их использования в образовательных проектах и программах.
Школьное лесничество: интересно и с пользой для дела