Леса являются уникальным объектом, традиционно относящимся к возобновимым ресурсам. Лес может восстанавливаться за счет естественных природных процессов и без вмешательства человека. Созревшие семена падают на почву, часть их становится кормом для птиц и зверей, часть, выдержав суровость морозной зимы и обжигающее тепло солнца, дает всходы. Пройдет несколько лет и молодое поколение древесных растений сформирует древостой. А пока их ожидает длительная борьба за выживание, свет, тепло, влагу, почву. Всходы и самосев становятся подростом.
Однако несмотря на то, что даже после серьёзных нарушений лесная растительность возвращается на прежнее место, состав и структура формирующихся насаждений может значительно отличаться от исходных.
Естественное возобновление, происходящее под пологом леса и на открытых пространствах, испытывает воздействие туризма и рекреации, хозяйственной деятельности человека, влияния погодных аномалий, внедрения в лесные сообщества чужеродных видов растений, других факторов. Благодаря этому развитие молодого поколения леса и его состояние вполне может быть определённым индикатором происходящих в лесных экосистемах изменений.
Охватить разнообразие вариантов возобновления леса и разнообразие территорий возможно лишь с привлечением большого числа исследователей, работающих по единой программе, т.е. с применением методов гражданской науки.
Весной 2024 года стартовал сетевой исследовательский проект «Леса будущего», задачей которого является сбор и обобщение сведений о процессах естественного лесовосстановления.
Общая информация о проекте
Команда волонтёров-исследователей самостоятельно или совместно с координаторами выбирают объекты исследования и проводят учёт возобновления древесных пород с использованием доступных и единых методик. Площадками для исследований могут быть участки особо охраняемых природных территорий или пригородных лесов, активно используемые территории лесничеств или пока не покрытые лесом, но зарастающие вырубки и гари.
Одновременно с учётом количества подроста на учётных площадках производятся описание как древесного яруса, так и живого напочвенного покрова.
Основу команды проекта составляют любители природы, заинтересованные в изучении лесов. Организаторы проекта рассчитывают на активное участие школьных лесничеств и юннатских кружков, как имеющих определённую подготовку для полевых исследований. Однако в плане участия нет абсолютно никаких ограничений, поскольку, используя предлагаемые рекомендации, можно организовать работу практически с нуля.
Приглашаем подключиться также и «взрослых» исследователей (студентов, аспирантов, сотрудников научных отделов особо охраняемых природных территорий и т. п.) - как в рамках сбора первичных данных, так в качестве наставников для научных волонтёров.
Зарегистрировать команду можно в любой момент на сайте «Школьные лесничества России (https://les.fedcdo.ru/lesa-budushhego - «Леса будущего»). Войти на страницу проекта можно также со стартовой страницы интернет-портала Forest.RU. Узнавать новости проекта, анонсы различных событий, а также связаться с координаторами, экспертами и единомышленниками можно в нашей группе во Вконтакте (https://vk.com/podrostnauka).
По итогам полевого сезона все участники и наставники получат электронные сертификаты и благодарности. Ожидается, что материалы, полученные командами научных волонтёров, дополнят результаты работы учёных и станут составной частью общего обзора с пока условным названием "Леса будущего: направления лесовосстановительных процессов" с указанием авторства всех участников.
При этом каждый из участников проекта также сможет самостоятельно использовать собранные им материалы для собственных исследований.
Возможные направления исследований
Одним из перспективных направлений в рамках данного проекта может быть оценка восстановления лесных сообществ, в том числе после катастрофических нарушений — рубок, пожаров, массового воздействия патогенных организмов.
Возможными темами могут быть:
-
особенности естественного возобновления различных пород на конкретных участках;
-
сравнение естественного возобновления на участках с различными почвенно-грунтовыми условиями, различным удалением от стены леса;
-
сравнение естественного возобновления древесных пород на участках с различным антропогенным воздействием;
-
изучение приживаемости лесных культур в зависимости от различных параметров технологии посадки (посева) — сроков посадки, возраста посадочного материала, обработки почвы, использования стимуляторов и т. д.;
-
изучение сохранности лесных культур в зависимости от свойств почвы, возраста культур, проводимых уходов и т. д.;
-
сравнение эффективности естественного и искусственного лесовосстановления.
Данный перечень далеко не исчерпывает всех возможных для рассмотрения тем, поскольку особенности восстановления леса зависят от огромного количества факторов, в том числе таких изменяющихся, как антропогенное воздействие на экосистемы и климатические изменения. Оценка лесовосстановительного процесса силами школьников позволит получить современные данные о взаимоотношениях древесных пород как между собой, так и с другими компонентами живой природы.
Прежде, чем приступить к исследованиям, участники должны освоить:
-
термины, понятия и определения, связанные с воспроизводством лесов;
-
экологические особенности всех местных древесных пород, их требовательность к свету, почве, влаге, скорость роста в различные периоды развития, особенности созревания и распространения плодов и семян;
-
конкурентные взаимоотношения различных древесных пород, в том числе особенности смены пород;
-
измерения на пробных площадях: минимально допустимый размер пробной площади, пересчёт измерений на единицу площади и т. д.
Методы исследования
При всём разнообразии вариантов развития лесовосстановительных процессов для целей проекта выделим две принципиально различающихся ситуации:
-
восстановление леса под пологом древостоя;
-
восстановление на открытом пространстве после рубки, пожара, гибели древостоя от различных причин.
В зависимости от выбранного варианта, используемые методы будут иметь некоторые особенности.
Изучение восстановительных процессов под пологом лесных насаждений
Для оценки состояния и количества подроста закладывают прямоугольные площадки размером не менее 20х20 метров. Желательно разместить на участке несколько пробных площадок для устранения неоднородности условий (например: в верхней, средней и нижней части склона, по мере удаления от стены леса, по мере удаления от погрузочной площадки после лесозаготовок и т.п.).
На восстановление леса влияет множество факторов, в том числе особенности древесного полога (его возраст, густота, видовой состав, наличие плодоносящих или дающих семена деревьев и т.п.). В связи с этим помимо учёта подроста (т.е. молодых поколений древесных деревьев, которые в перспективе могут сформировать древостой), необходимо дать характеристику и другим элементам насаждений. Для составления описания рекомендуем использовать стандартный бланк, который вы можете скачать себе на компьютер и распечатать в необходимом количестве.
С использованием спутниковых навигаторов указываются географические координаты центра пробной площадки. Аналогичные сведения можно получить и с использованием картографических приложений, например, Яндекс.Карты.
Описания компонентов лесной экосистемы производится по ярусам сверху вниз.
Древостой – состав древостоя указывается в виде формулы, где буквами сокращённо обозначены древесные породы, а цифрами – десятые доли той или иной древесной породы в общем объёме.
Важно: учитывается доля именно в биомассе (запасе), а не количестве деревьев. Несколько старых деревьев большого диаметра могут дать запас больший, чем десятки тонкомерных молодых стволов. Соответственно, и экологическая роль в экосистеме у старых деревьев более значима, они сильнее включены в многочисленные связи с другими организмами.
Для древостоя определяется средний диаметр стволов на высоте 1,3 метра от уровня почвы.
Желательно произвести измерения и средней высоты древостоя.
Подлесок – одна из важнейших частей лесного сообщества. При описании указывается его видовой состав, характер распространения (равномерное, куртинное, единичное), средняя высота яруса в метрах.
Подрост учитывается либо в пределах всей пробной площади (при его невысокой густоте и малом количестве) или на площадках 5х5 метров, расположенных внутри пробной площади «методом конверта», т.е. по её углам и в центре.
Подрост древесных пород подразделяют по породам, состоянию, высоте, густоте, распределению по площади.
По состоянию подрост может быть жизнеспособным (благонадежным) и нежизнеспособным (неблагонадежным).
Успешность естественного лесовосстановления определяется наличием только жизнеспособного подроста древесных пород и его учетом под пологом леса и на вырубках.
Жизнеспособный подрост хвойных пород характеризуются следующими признаками: густая хвоя, зеленая или темно-зеленая окраска хвои, прирост вершинного побега не менее прироста боковых ветвей, прямые неповрежденные стволики, гладкая кора.
Подрост древесных пород по высоте разделяют на мелкий, средний и крупный. Оценка естественного лесовозобновления делается по крупному подросту. Для этого количество учтенного мелкого и среднего подроста переводится в крупный с помощью коэффициентов согласно таблице.
Таблица. Распределение деревьев по высоте и коэффициенты пересчёта в крупный подрост
Категория подроста |
Высота |
Коэффициент пересчёта в крупный |
Мелкий |
Менее 0,5 м |
0,5 |
Средний |
0,6 — 1,5 м |
0,8 |
Крупный |
Более 1,5 |
1,0 |
По густоте подрост может быть:
-
редкий – до 2 тыс. шт./га,
-
средней густоты – 2–8 тыс. шт./га,
-
густой – более 8 тыс. шт./га.
Подрост может распределяться по площади равномерно, неравномерно и группами.
Наличие на участке более 1,5–2,0 тыс. шт./га растений целевой породы (в лесном хозяйстве это чаще хвойные или дуб черешчатый) свидетельствует о хорошей перспективе произрастания устойчивого насаждения.
С помощью приведённых выше коэффициентов перевести мелкий и средний подрост в крупный.
Определить количество подроста на 1 га по формуле:
N = n × 10 000/P,
где:
N – количество подроста на 1 га, шт.
n – количество жизнеспособного крупного подроста на всех площадках, шт.
P – площадь всех площадок, м2
10 000 м2 – 1 га
Живой напочвенный покров – травянистые растения, кустарнички и мхи.
Описания травяно-кустарничкового яруса также проводится на площадках 5х5 метров, аналогично учёту подроста. В бланке описания фиксируется общее проективное покрытие яруса в процентах и перечень произрастающих на площадках видов.
Для уточнения видовой принадлежности видов рекомендуем использовать современные информационные системы и сервисы. Так, на платформе iNaturalist.org есть возможность не только сформировать свой собственный список видов живых организмов с привязкой к карте, но и получить от ведущих специалистов подтверждения или уточнения по определению тех или иных видов, в отношении которых имеются затруднения.
Изучение восстановительных процессов на вырубках, гарях и аналогичных открытых участках
Алгоритм проведения исследования аналогичен описанной методике учёта возобновления под пологом леса? с той лишь разницей, что в описании будет отсутствовать ярус древостоя.
При закладке пробных площадок также желательно сделать несколько повторностей для устранения неоднородности условий (например: в верхней, средней и нижней части склона, по мере удаления от стены леса, по мере удаления от погрузочной площадки после лесозаготовок и т.п.).
В случае, если учёт возобновления проводится на участках лесных культур, желательно так расположить стороны прямоугольной пробной площади, чтобы она включала не менее 4-х рядов сеянцев или саженцев.
Посаженные растения и выросшие естественным путём учитываются отдельно, даже если они и принадлежат к одной древесной породе. Во избежание путаницы необходимо пометить в бланке описания, какие данные относятся к культурам, а какие к самосеву (например: Ск – экземпляры сосны, созданные посадкой, Сест - экземпляры сосны, появившиеся естественным путём, и т.п.)
В пункте «Особенности» желательно указать год вырубки, год пожара, год создания лесных культур, проведения рубок ухода и их особенности и т.п. информацию.
С координаторами проекта можно связаться в нашей группе во Вконтакте или в телеграм-чате.
Общая информация о проекте | Рекомендации для участников
Координаторы проекта:
Коротков Сергей Александрович, доцент кафедры Лесоводство, экология и защита леса
Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана, канд. биол. наук
Захаров Владимир Петрович, ведущий инженер ГКУ МО "Мособллес"