Сетевой исследовательский проект «Леса будущего»

Леса являются уникальным объектом, традиционно относящимся к возобновимым ресурсам. Лес может восстанавливаться за счет естественных природных процессов и без вмешательства человека. Созревшие семена падают на почву, часть их становится кормом для птиц и зверей, часть, выдержав суровость морозной зимы и обжигающее тепло солнца, дает всходы. Пройдет несколько лет и молодое поколение древесных растений сформирует древостой. А пока их ожидает длительная борьба за выживание, свет, тепло, влагу, почву. Всходы и самосев становятся подростом.

Однако несмотря на то, что даже после серьёзных нарушений лесная растительность возвращается на прежнее место, состав и структура формирующихся насаждений может значительно отличаться от исходных.

Естественное возобновление, происходящее под пологом леса и на открытых пространствах, испытывает воздействие туризма и рекреации, хозяйственной деятельности человека, влияния погодных аномалий, внедрения в лесные сообщества чужеродных видов растений, других факторов. Благодаря этому развитие молодого поколения леса и его состояние вполне может быть определённым индикатором происходящих в лесных экосистемах изменений.

Охватить разнообразие вариантов возобновления леса и разнообразие территорий возможно лишь с привлечением большого числа исследователей, работающих по единой программе, т.е. с применением методов гражданской науки.

Весной 2024 года стартовал сетевой исследовательский проект «Леса будущего», задачей которого является сбор и обобщение сведений о процессах естественного лесовосстановления.

  

Общая информация о проекте

Команда волонтёров-исследователей самостоятельно или совместно с координаторами выбирают объекты исследования и проводят учёт возобновления древесных пород с использованием доступных и единых методик. Площадками для исследований могут быть участки особо охраняемых природных территорий или пригородных лесов, активно используемые территории лесничеств или пока не покрытые лесом, но зарастающие вырубки и гари.

Одновременно с учётом количества подроста на учётных площадках производятся описание как древесного яруса, так и живого напочвенного покрова.

Основу команды проекта составляют любители природы, заинтересованные в изучении лесов. Организаторы проекта рассчитывают на активное участие школьных лесничеств и юннатских кружков, как имеющих определённую подготовку для полевых исследований. Однако в плане участия нет абсолютно никаких ограничений, поскольку, используя предлагаемые рекомендации, можно организовать работу практически с нуля.

Приглашаем подключиться также и «взрослых» исследователей (студентов, аспирантов, сотрудников научных отделов особо охраняемых природных территорий и т. п.) - как в рамках сбора первичных данных, так в качестве наставников для научных волонтёров.

Зарегистрировать команду можно в любой момент на сайте «Школьные лесничества России (https://les.fedcdo.ru/lesa-budushhego - «Леса будущего»). Войти на страницу проекта можно также со стартовой страницы интернет-портала Forest.RU. Узнавать новости проекта, анонсы различных событий, а также связаться с координаторами, экспертами и единомышленниками можно в нашей группе во Вконтакте (https://vk.com/podrostnauka).

По итогам полевого сезона все участники и наставники получат электронные сертификаты и благодарности. Ожидается, что материалы, полученные командами научных волонтёров, дополнят результаты работы учёных и станут составной частью общего обзора с пока условным названием "Леса будущего: направления лесовосстановительных процессов" с указанием авторства всех участников.

При этом каждый из участников проекта также сможет самостоятельно использовать собранные им материалы для собственных исследований.

 

Возможные направления исследований

Одним из перспективных направлений в рамках данного проекта может быть оценка восстановления лесных сообществ, в том числе после катастрофических нарушений — рубок, пожаров, массового воздействия патогенных организмов.

Возможными темами могут быть:

  • особенности естественного возобновления различных пород на конкретных участках;

  • сравнение естественного возобновления на участках с различными почвенно-грунтовыми условиями, различным удалением от стены леса;

  • сравнение естественного возобновления древесных пород на участках с различным антропогенным воздействием;

  • изучение приживаемости лесных культур в зависимости от различных параметров технологии посадки (посева) — сроков посадки, возраста посадочного материала, обработки почвы, использования стимуляторов и т. д.;

  • изучение сохранности лесных культур в зависимости от свойств почвы, возраста культур, проводимых уходов и т. д.;

  • сравнение эффективности естественного и искусственного лесовосстановления.

Данный перечень далеко не исчерпывает всех возможных для рассмотрения тем, поскольку особенности восстановления леса зависят от огромного количества факторов, в том числе таких изменяющихся, как антропогенное воздействие на экосистемы и климатические изменения. Оценка лесовосстановительного процесса силами школьников позволит получить современные данные о взаимоотношениях древесных пород как между собой, так и с другими компонентами живой природы.

Прежде, чем приступить к исследованиям, участники должны освоить:

  • термины, понятия и определения, связанные с воспроизводством лесов;

  • экологические особенности всех местных древесных пород, их требовательность к свету, почве, влаге, скорость роста в различные периоды развития, особенности созревания и распространения плодов и семян;

  • конкурентные взаимоотношения различных древесных пород, в том числе особенности смены пород;

  • измерения на пробных площадях: минимально допустимый размер пробной площади, пересчёт измерений на единицу площади и т. д.

 

Методы исследования

При всём разнообразии вариантов развития лесовосстановительных процессов для целей проекта выделим две принципиально различающихся ситуации:

  • восстановление леса под пологом древостоя;

  • восстановление на открытом пространстве после рубки, пожара, гибели древостоя от различных причин.

В зависимости от выбранного варианта, используемые методы будут иметь некоторые особенности.


Изучение восстановительных процессов под пологом лесных насаждений

Для оценки состояния и количества подроста закладывают прямоугольные площадки размером не менее 20х20 метров. Желательно разместить на участке несколько пробных площадок для устранения неоднородности условий (например: в верхней, средней и нижней части склона, по мере удаления от стены леса, по мере удаления от погрузочной площадки после лесозаготовок и т.п.).

На восстановление леса влияет множество факторов, в том числе особенности древесного полога (его возраст, густота, видовой состав, наличие плодоносящих или дающих семена деревьев и т.п.). В связи с этим помимо учёта подроста (т.е. молодых поколений древесных деревьев, которые в перспективе могут сформировать древостой), необходимо дать характеристику и другим элементам насаждений. Для составления описания рекомендуем использовать стандартный бланк, который вы можете скачать себе на компьютер и распечатать в необходимом количестве.

Заполнение бланка в обязательном порядке начинается с указанием местоположения учётной площадки. При наличии информации указываются названия лесничества и участкового лесничества.

С использованием спутниковых навигаторов указываются географические координаты центра пробной площадки. Аналогичные сведения можно получить и с использованием картографических приложений, например, Яндекс.Карты.

Описания компонентов лесной экосистемы производится по ярусам сверху вниз.

Древостой – состав древостоя указывается в виде формулы, где буквами сокращённо обозначены древесные породы, а цифрами – десятые доли той или иной древесной породы в общем объёме.

Важно: учитывается доля именно в биомассе (запасе), а не количестве деревьев. Несколько старых деревьев большого диаметра могут дать запас больший, чем десятки тонкомерных молодых стволов. Соответственно, и экологическая роль в экосистеме у старых деревьев более значима, они сильнее включены в многочисленные связи с другими организмами.

Для древостоя определяется средний диаметр стволов на высоте 1,3 метра от уровня почвы.

Желательно произвести измерения и средней высоты древостоя.

Подлесок – одна из важнейших частей лесного сообщества. При описании указывается его видовой состав, характер распространения (равномерное, куртинное, единичное), средняя высота яруса в метрах.

Подрост учитывается либо в пределах всей пробной площади (при его невысокой густоте и малом количестве) или на площадках 5х5 метров, расположенных внутри пробной площади «методом конверта», т.е. по её углам и в центре.

Подрост древесных пород подразделяют по породам, состоянию, высоте, густоте, распределению по площади.

По состоянию подрост может быть жизнеспособным (благонадежным) и нежизнеспособным (неблагонадежным).

Успешность естественного лесовосстановления определяется наличием только жизнеспособного подроста древесных пород и его учетом под пологом леса и на вырубках.

Жизнеспособный подрост хвойных пород характеризуются следующими признаками: густая хвоя, зеленая или темно-зеленая окраска хвои, прирост вершинного побега не менее прироста боковых ветвей, прямые неповрежденные стволики, гладкая кора.

Подрост древесных пород по высоте разделяют на мелкий, средний и крупный. Оценка естественного лесовозобновления делается по крупному подросту. Для этого количество учтенного мелкого и среднего подроста переводится в крупный с помощью коэффициентов согласно таблице.

 

Таблица. Распределение деревьев по высоте и коэффициенты пересчёта в крупный подрост

Категория подроста

Высота

Коэффициент пересчёта в крупный

Мелкий

Менее 0,5 м

0,5

Средний

0,6 — 1,5 м

0,8

Крупный

Более 1,5

1,0

По густоте подрост может быть:

  • редкий – до 2 тыс. шт./га,

  • средней густоты – 2–8 тыс. шт./га,

  • густой – более 8 тыс. шт./га.

Подрост может распределяться по площади равномерно, неравномерно и группами.

Наличие на участке более 1,5–2,0 тыс. шт./га растений целевой породы (в лесном хозяйстве это чаще хвойные или дуб черешчатый) свидетельствует о хорошей перспективе произрастания устойчивого насаждения.

С помощью приведённых выше коэффициентов перевести мелкий и средний подрост в крупный.

Определить количество подроста на 1 га по формуле:

N = n × 10 000/P,

где:

N – количество подроста на 1 га, шт.

n – количество жизнеспособного крупного подроста на всех площадках, шт.

P – площадь всех площадок, м2

10 000 м2 – 1 га

Живой напочвенный покров – травянистые растения, кустарнички и мхи.

Описания травяно-кустарничкового яруса также проводится на площадках 5х5 метров, аналогично учёту подроста. В бланке описания фиксируется общее проективное покрытие яруса в процентах и перечень произрастающих на площадках видов.

Для уточнения видовой принадлежности видов рекомендуем использовать современные информационные системы и сервисы. Так, на платформе iNaturalist.org есть возможность не только сформировать свой собственный список видов живых организмов с привязкой к карте, но и получить от ведущих специалистов подтверждения или уточнения по определению тех или иных видов, в отношении которых имеются затруднения.

 

Изучение восстановительных процессов на вырубках, гарях и аналогичных открытых участках

Алгоритм проведения исследования аналогичен описанной методике учёта возобновления под пологом леса? с той лишь разницей, что в описании будет отсутствовать ярус древостоя.

При закладке пробных площадок также желательно сделать несколько повторностей для устранения неоднородности условий (например: в верхней, средней и нижней части склона, по мере удаления от стены леса, по мере удаления от погрузочной площадки после лесозаготовок и т.п.).

В случае, если учёт возобновления проводится на участках лесных культур, желательно так расположить стороны прямоугольной пробной площади, чтобы она включала не менее 4-х рядов сеянцев или саженцев.

Посаженные растения и выросшие естественным путём учитываются отдельно, даже если они и принадлежат к одной древесной породе. Во избежание путаницы необходимо пометить в бланке описания, какие данные относятся к культурам, а какие к самосеву (например: Ск – экземпляры сосны, созданные посадкой, Сест - экземпляры сосны, появившиеся естественным путём, и т.п.)

В пункте «Особенности» желательно указать год вырубки, год пожара, год создания лесных культур, проведения рубок ухода и их особенности и т.п. информацию.


С координаторами проекта можно связаться в нашей группе во Вконтакте  или в телеграм-чате.





Общая информация о проекте | Рекомендации для участников



Координаторы проекта:

Коротков Сергей Александрович, доцент кафедры Лесоводство, экология и защита леса
Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана, канд. биол. наук

Захаров Владимир Петрович, ведущий инженер ГКУ МО "Мособллес"


      

Видео

Солдаты природы.Заповедная Россия.Борьба с браконьерством.

Каждый день и каждую ночь по всей России, во всех часовых поясах, выполняют свою миссию государственные инспекторы. Они охраняют дикую природу. Пытаются сберечь ее для наших детей и внуков. Что заставляет этих людей, несмотря на мизерную зарплату и отсутствие понимания в обществе изо дня в день, из года в год выходить на опасные дежурства?

Статьи

Стараетесь жить экологично? Возможно, вы все делаете не так

В этом тексте автор разбирает популярные мифы об экологичных привычках — те, в которые мы верим, потому что считаем их интуитивно понятными. Бумажная упаковка, натуральные ингредиенты, продукты местного производства, этичные условия содержания животных — насколько это все на самом деле помогает планете?

Земля за пределами шести из девяти планетарных границ

Й.Рокстрём с соавторами

Это обновление концепции планетарных границ, оценивающей состояние системы Земли, впервые опубликованной в 2009 году,  показывает, что шесть из девяти границ нарушены, параметры биогеосферы планеты сейчас находятся далеко за пределами, определяющими пространство безопасного существования человечества. Эти данные должны послужить новым тревожным сигналом человечеству о том, что условия жизни на Земле, сейчас подобные голоценовым, могут опасно измениться. Эти выводы также могут  способствовать использованию существенных возможностей человечества для своего устойчивого развития на нашей планете. Научное понимание планетарных границ не ограничивает, а стимулирует человечество к инновациям на пути к будущему, в котором стабильность земной системы будет цениться и поддерживаться.