В Гринпис рассказали, почему очередная реформа будет губительной

В Гринпис рассказали, почему очередная реформа будет губительной
23 ноября 2020
В России стремительно готовится очередная лесная реформа, по своим предполагаемым масштабам вполне сопоставимая с реформами 2000-2002 (после ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии России) и 2007-2010 годов (после введения Лесного кодекса РФ 2006 года). По мнению российского отделения Гринпис, эта реформа гарантированно окажется сопоставимой с предыдущими не только по масштабам, но и по последствиям для лесов и остатков лесного хозяйства - они неизбежно будут примерно в такой же мере разрушительными.

Организационно-правовыми основами для очередной лесной реформы пока являются два документа:

Перечень мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденный 1 октября 2020 года вице-премьером Правительства РФ В.В.Абрамченко (ссылка);

Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, опубликованный 6 ноября 2020 года (ссылка).

Вскоре к ним должны добавиться новая редакция Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, а также целая серия законопроектов, предусмотренных вышеупомянутыми Планом мероприятий и Перечнем поручений (первый из них - № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины" - уже внесен в Думу).


Почему эта готовящаяся реформа опять окажется бесполезной, губительной для лесов и разрушительной для остатков лесного хозяйства?

То, что эта очередная лесная реформа не принесет ни лесам, ни лесному хозяйству, ни зависящим от леса людям и поселениям, ни стране в целом никакой пользы, а принесет лишь вред - уже не предположение, а очевидный для большинства лесных специалистов факт. Причин много, перечислим тут лишь главные из них.

Во-первых, авторы реформы не признают главную проблему современного российского лесного комплекса: хозяйственно ценные и экономически доступные леса страны истощены до предела, и уже не могут надолго обеспечить сырьем не только новые крупные перерабатывающие предприятия, но и большинство существующих. Выживание большинства предприятий российского лесного комплекса даже в среднесрочной перспективе (10-20-30 лет) можно обеспечить только за счет перехода от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству - эффективному выращиванию хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях в районах с благоприятным климатом, достаточными трудовыми ресурсами и сколько-нибудь развитой инфраструктурой. Но ни в Плане мероприятий, ни в Перечне поручений, ни в проекте новой редакции Стратегии развития лесного комплекса нет практически никаких мер, предусматривающих переход от экстенсивного лесопользования к полноценному лесному хозяйству и лесовыращиванию. Наоборот - некоторые меры прямо предусматривают сохранение и государственную поддержку именно экстенсивного лесопользования, освоения последних остатков диких лесов вместо развития полноценного лесного хозяйства.

Во-вторых, План мероприятий и Перечень поручений основываются на ошибочном предположении, что главный ущерб лесам России причиняют так называемые "черные лесорубы" и вообще те, кто использует леса вопреки законам и правилам, без ведома и согласия контролирующих и надзорных органов. Поэтому почти все мероприятия и поручения имеют отчетливый запретительно-репрессивный характер, предусматривают умножение запретов, усиление контроля и надзора, и ужесточение наказаний. Это неизбежно сделает любые инициативы, в том числе по развитию правильного лесного хозяйства, еще более наказуемыми и опасными для исполнителей. Единственной безопасной линией поведения для хозяйственников и управленцев лесного комплекса станет такая: ничего нового не делать и в сложившейся системе лесных отношений ничего принципиально не менять, в максимально возможной степени сводить свою работу к имитации кипучей деятельности и поддержанию бумагооборота. При этом ни на господствующую систему лесопользования (крупномасштабные сплошные рубки с принципиальным превышением уровня неистощительного использования наиболее ценных лесов и без последующего эффективного их воспроизводства), ни на неэффективную систему охраны лесов от пожаров и других катастрофических непроизводительных потерь, планируемая реформа никак не посягает.

В-третьих, реформа опять готовится, и явно опять будет воплощаться в жизнь, группой высокопоставленных дилетантов, практически ничего не знающих о лесах и проблемах лесного комплекса, без сколько-нибудь серьезного привлечения профессионального сообщества и без полноценного общественного обсуждения. План мероприятий и Перечень поручений готовились тайно, группой анонимных чиновников, не только без предварительного широкого профессионального и общественного обсуждения, но даже и без информирования лесных специалистов о том, что такие документы готовятся. Примерно в таком же порядке сейчас готовится новая редакция Стратегии развития лесного комплекса - столкнувшись с критикой со стороны профессионального сообщества, Минприроды просто полностью засекретило весь процесс ее подготовки. Фактически решающую роль в подготовке основополагающих документов для новой лесной реформы играют люди, разбирающиеся в лесах на уровне в лучшем случае школьной программы и впечатлений от поездок на охоту и шашлыки - а это точно ни к чему хорошему привести не может.

Плакат 1920 года



Что с этим делать?

Остановить готовящуюся очередную лесную реформу, по всей видимости, уже невозможно: когда деньги потрачены, потрясающие результаты обещаны, и пропагандисты заряжены, одуматься и остановиться чиновничий аппарат уже не может. Так что еще несколько лет мощного хаоса в системе государственного управления лесами, с неизбежными последствиями в виде катастрофических пожаров, гибели многих лесных предприятий и поселений, потери средств к существованию сотнями тысяч работников лесного комплекса и членов их семей, и самого варварского лесопользования, нам практически гарантированы.

Но можно добиться того, чтобы к концу этого периода, когда провал очередной лесной реформы станет очевидным для всех, в стране сформировалось серьезное понимание того, что нужно делать для наведения реального порядка в лесах, и возник мощный общественный запрос на разумные перемены - на переход от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству. Для этого в первую очередь необходимо уничтожить систему умышленного искажения информации о лесных ресурсах, лесопользовании, катастрофических пожарах, лесном воровстве, результатах лесовосстановления и т.д. Только правдивая и понятная обществу информация о состоянии наших лесов и о том, что с ними в реальности происходит, может стать основой для продуманных и действительно полезных лесных реформ в нашей стране. Именно над этим нужно в первую очередь работать в ближайшие несколько лет и профессиональному сообществу работников леса, и заинтересованной в сохранении лесов научной и природоохранной общественности. Без уничтожения системы лесной лжи, и без появления качественной и доступной для общества информации о лесах мы никаких позитивных перемен в российском лесном секторе не добьемся, считают эксперты природоохранной организации.
Короткая ссылка на новость: https://forest.ru/~G74pz

Поделиться новостью

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Круглый лес: между политикой и экологией

Анатолий Лебедев

В конце сентября Президент России на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса в довольно жесткой форме поручил правительству ввести полный запрет на вывоз из страны круглого леса. Тех, кто десятилетиями наблюдает за динамикой разрушения лесного комплекса России под видом его «оптимизации», это новое заявление главы государства по застарелой проблеме побуждает внимательно перелистать страницы истории, по крайней мере двадцатилетней, в которой попыток навести порядок в лесу и в лесном рынке, равно как и очень радикальных заявлений, более чем достаточно.

Антимифология (почему не всё, что названо экологическим мифом, таковым является)

Обращаясь к экологическим темам легко наделать ошибок, особенно когда нет желания глубоко в чем-то разобраться, а хочется быстро добиться внимания большой аудитории. В итоге на выходе может получиться некий коктейль из правды, полуправды и неправды в той или иной мере оправдывающий экологическую безответственность и безудержное потребление. Почему не всё, что там названо экологическим мифом, таковым является и как эта публикация вводит в заблуждение неискушенного читателя в новой статье Валентины Владимировны Сухомлиновой.