В Гринпис рассказали, почему очередная реформа будет губительной

В Гринпис рассказали, почему очередная реформа будет губительной
23 ноября 2020
В России стремительно готовится очередная лесная реформа, по своим предполагаемым масштабам вполне сопоставимая с реформами 2000-2002 (после ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии России) и 2007-2010 годов (после введения Лесного кодекса РФ 2006 года). По мнению российского отделения Гринпис, эта реформа гарантированно окажется сопоставимой с предыдущими не только по масштабам, но и по последствиям для лесов и остатков лесного хозяйства - они неизбежно будут примерно в такой же мере разрушительными.

Организационно-правовыми основами для очередной лесной реформы пока являются два документа:

Перечень мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденный 1 октября 2020 года вице-премьером Правительства РФ В.В.Абрамченко (ссылка);

Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, опубликованный 6 ноября 2020 года (ссылка).

Вскоре к ним должны добавиться новая редакция Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, а также целая серия законопроектов, предусмотренных вышеупомянутыми Планом мероприятий и Перечнем поручений (первый из них - № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины" - уже внесен в Думу).


Почему эта готовящаяся реформа опять окажется бесполезной, губительной для лесов и разрушительной для остатков лесного хозяйства?

То, что эта очередная лесная реформа не принесет ни лесам, ни лесному хозяйству, ни зависящим от леса людям и поселениям, ни стране в целом никакой пользы, а принесет лишь вред - уже не предположение, а очевидный для большинства лесных специалистов факт. Причин много, перечислим тут лишь главные из них.

Во-первых, авторы реформы не признают главную проблему современного российского лесного комплекса: хозяйственно ценные и экономически доступные леса страны истощены до предела, и уже не могут надолго обеспечить сырьем не только новые крупные перерабатывающие предприятия, но и большинство существующих. Выживание большинства предприятий российского лесного комплекса даже в среднесрочной перспективе (10-20-30 лет) можно обеспечить только за счет перехода от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству - эффективному выращиванию хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях в районах с благоприятным климатом, достаточными трудовыми ресурсами и сколько-нибудь развитой инфраструктурой. Но ни в Плане мероприятий, ни в Перечне поручений, ни в проекте новой редакции Стратегии развития лесного комплекса нет практически никаких мер, предусматривающих переход от экстенсивного лесопользования к полноценному лесному хозяйству и лесовыращиванию. Наоборот - некоторые меры прямо предусматривают сохранение и государственную поддержку именно экстенсивного лесопользования, освоения последних остатков диких лесов вместо развития полноценного лесного хозяйства.

Во-вторых, План мероприятий и Перечень поручений основываются на ошибочном предположении, что главный ущерб лесам России причиняют так называемые "черные лесорубы" и вообще те, кто использует леса вопреки законам и правилам, без ведома и согласия контролирующих и надзорных органов. Поэтому почти все мероприятия и поручения имеют отчетливый запретительно-репрессивный характер, предусматривают умножение запретов, усиление контроля и надзора, и ужесточение наказаний. Это неизбежно сделает любые инициативы, в том числе по развитию правильного лесного хозяйства, еще более наказуемыми и опасными для исполнителей. Единственной безопасной линией поведения для хозяйственников и управленцев лесного комплекса станет такая: ничего нового не делать и в сложившейся системе лесных отношений ничего принципиально не менять, в максимально возможной степени сводить свою работу к имитации кипучей деятельности и поддержанию бумагооборота. При этом ни на господствующую систему лесопользования (крупномасштабные сплошные рубки с принципиальным превышением уровня неистощительного использования наиболее ценных лесов и без последующего эффективного их воспроизводства), ни на неэффективную систему охраны лесов от пожаров и других катастрофических непроизводительных потерь, планируемая реформа никак не посягает.

В-третьих, реформа опять готовится, и явно опять будет воплощаться в жизнь, группой высокопоставленных дилетантов, практически ничего не знающих о лесах и проблемах лесного комплекса, без сколько-нибудь серьезного привлечения профессионального сообщества и без полноценного общественного обсуждения. План мероприятий и Перечень поручений готовились тайно, группой анонимных чиновников, не только без предварительного широкого профессионального и общественного обсуждения, но даже и без информирования лесных специалистов о том, что такие документы готовятся. Примерно в таком же порядке сейчас готовится новая редакция Стратегии развития лесного комплекса - столкнувшись с критикой со стороны профессионального сообщества, Минприроды просто полностью засекретило весь процесс ее подготовки. Фактически решающую роль в подготовке основополагающих документов для новой лесной реформы играют люди, разбирающиеся в лесах на уровне в лучшем случае школьной программы и впечатлений от поездок на охоту и шашлыки - а это точно ни к чему хорошему привести не может.

Плакат 1920 года



Что с этим делать?

Остановить готовящуюся очередную лесную реформу, по всей видимости, уже невозможно: когда деньги потрачены, потрясающие результаты обещаны, и пропагандисты заряжены, одуматься и остановиться чиновничий аппарат уже не может. Так что еще несколько лет мощного хаоса в системе государственного управления лесами, с неизбежными последствиями в виде катастрофических пожаров, гибели многих лесных предприятий и поселений, потери средств к существованию сотнями тысяч работников лесного комплекса и членов их семей, и самого варварского лесопользования, нам практически гарантированы.

Но можно добиться того, чтобы к концу этого периода, когда провал очередной лесной реформы станет очевидным для всех, в стране сформировалось серьезное понимание того, что нужно делать для наведения реального порядка в лесах, и возник мощный общественный запрос на разумные перемены - на переход от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству. Для этого в первую очередь необходимо уничтожить систему умышленного искажения информации о лесных ресурсах, лесопользовании, катастрофических пожарах, лесном воровстве, результатах лесовосстановления и т.д. Только правдивая и понятная обществу информация о состоянии наших лесов и о том, что с ними в реальности происходит, может стать основой для продуманных и действительно полезных лесных реформ в нашей стране. Именно над этим нужно в первую очередь работать в ближайшие несколько лет и профессиональному сообществу работников леса, и заинтересованной в сохранении лесов научной и природоохранной общественности. Без уничтожения системы лесной лжи, и без появления качественной и доступной для общества информации о лесах мы никаких позитивных перемен в российском лесном секторе не добьемся, считают эксперты природоохранной организации.
Короткая ссылка на новость: https://forest.ru/~G74pz

Поделиться новостью

Комментировать

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.