Минприроды хочет сократить минимальную площадь охранной зоны ООПТ с километра до пяти метров. А ещё разрешить любительскую охоту и добычу полезных ископаемых. Законопроект вынесен на общественное обсуждение.
Инструкция как проголосовать — в конце новости
Согласно опубликованному Минприроды
Также согласно новому положению в охранных зонах не могут быть запрещены любительская охота, выборочные рубки леса, разведка и добыча полезных ископаемых, если месторождение в охранной зоне зарегистрировано в кадастре недр.
Уже существующие охранные зоны должны быть изменены в соответствии с новым положением до 1 января 2022 года.
Охранные зоны – это земельные или водные участки, примыкающие к границам ООПТ, где ограничиваются наиболее опасные для природы виды хозяйственной деятельности. Они законодательно выделяются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий. Понятно, что пятиметровая охранная зона ни от каких неблагоприятных воздействий заповедную территорию спасти не сможет. Это абсурд!
А поскольку охота (в том числе и любительская), рубки леса и добыча полезных ископаемых сильнее всего влияют на ценные природные территории, то разрешение этих действий в охранных зонах фактически сделает эти самые зоны бессмысленными. А значит, разработанный Минприроды документ противоречит закону.
Сами чиновники Минприроды признают, что их проект не годится: «Мы понимаем, что пять метров – это недостаточная ширина для охранной зоны, однако это лучше, чем ничего», –
Есть много примеров, когда охранные зоны мешают реализации опасных проектов на границах заповедников. Так, компания
А в охранной зоне заповедника «Убсунурская котловина», который входит в границы международного объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Бассейн Убсунура»,
Сколько ценных природных территорий пострадает от такого решения, сейчас невозможно даже предположить.
До 22 марта 2019 г. проходит общественное обсуждение законопроекта. Мы с вами не раз предотвращали принятие опасных для ценных природных уголков законопроектов, в том числе и с помощью механизма общественного обсуждения. Мы призываем всех, кто готов защитить заповедные территории, проголосовать против этого проекта и оставить свои замечания!
Если вы уже зарегистрированы на сайт regulation.gov.ru:
- Пройдите на сайт
Введите ваши регистрационные данные.
Оставьте свои замечания (напишите свои или используйте текст ниже), закройте вкладку и на основной странице нажмите на красный флажок с опущенным вниз пальцем.
Поделитесь ссылкой на эту новость в социальных сетях facebook или Вконтакте.
- Пройдите на сайт
Для регистрации вы вводите данные электронной почты и дважды вводите пароль (он должен состоять и из цифр, и из букв!), имя, фамилию и кодовое число.
Вам на указанную почту придёт письмо со ссылкой, по которой надо перейти, чтобы подтвердить регистрацию.
Подтвердите свои данные.
Вернитесь на страницу проекта на
Образец текста для комментариев к законопроекту:
Цитата |
---|
1. Согласно п.7 проекта Положения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий (далее – проект) Ширина охранной зоны не должна быть менее 5 метров и более 25 километров от границ особо охраняемой природной территории. Таким образом, проектом создаются правовые основания для создания охранной зоны государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы шириной 5 метров (согласно п.11 действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 (ред. от 21.12.2018 ) «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» Минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка – один километр). Данный пункт противоречит требованиям федерального закона. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (п.10 ст.2) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Согласно п.2 проекта охранные зоны устанавливаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Охранная зона шириной 5 метров в принципе не способна предотвратить никакие неблагоприятные антропогенные воздействия на указанные особо охраняемые природные территории. Таким образом, данный пункт противоречит Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», а также создаёт внутренние противоречия самого документа. В связи с изложенным, предлагается сохранить действующую норму о минимальном размере охранной зоны государственных природных заповедников и национальных парков шириной 1 км, кроме территорий, где охранные зоны расположены на территориях городских поселений, где минимальная ширина охранной зоны может не устанавливаться, а границы охранной зоны могут быть установлены по границам фактической жилой застройки. 2. В соответствии с абзацем 2 п.9 в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий может быть запрещена следующая деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственных природных заповедников, в том числе биосферных заповедников, национальных парков, природных парков или памятников природы: промысловая охота. Таким образом, на территории охранных зон не может быть запрещена любительская и спортивная охота. Указанные виды охоты могут оказывать существенное негативное воздействие на объекты животного мира, обитающие на ООПТ. Кроме того, недопустимость запрета в охранных зонах любительской и спортивной охоты позволяет создавать охотничью инфраструктуру непосредственно на границах ООПТ, что безусловно негативно скажется на территориях ООПТ, то есть не соответствует целям установления охранной зоны. В связи с изложенным, предлагается абзац 2 пункта 9 изложить в следующей редакции: «промысловая охота, любительская и спортивная охота». 3. В соответствии с абзацем 5 п.9 на территории охранной зоны может быть запрещена разведка и разработка полезных ископаемых, за исключением месторождений и проявлений полезных ископаемых, сведения о которых содержатся в Государственном балансе запасов полезных ископаемых и в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, в том числе на участках недр (с прилегающей инфраструктурой), предоставленных в пользование в соответствии с лицензиями на право пользования недрами до образования охранной зоны при условии соблюдения пользователями недр норм природоохранного законодательства и реализации комплекса мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов. Таким образом, на территории охранных зон не допускается ограничение недропользования на участках недр, стоящих на балансе или внесённых в государственный кадастр недр, а также по которым выданы лицензии. В то же время разведка и разработка полезных ископаемых и устройство соответствующей инфраструктуры связана с наиболее серьёзным воздействием на природные комплексы и ландшафты. Невозможность запрета указанной деятельности в границах охранных зон негативно скажется на территориях ООПТ, то есть данное положение не соответствует целям установления охранной зоны и противоречит абзацу 22 п.9. В связи с изложенным абзац 5 п.9 предлагается изложить в следующей редакции: «разведка и разработка полезных ископаемых, за исключением месторождений и проявлений полезных ископаемых на участках недр (с прилегающей инфраструктурой), предоставленных в пользование в соответствии с лицензиями на право пользования недрами до образования охранной зоны при условии соблюдения пользователями недр норм природоохранного законодательства и реализации комплекса мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов». |
Международный Социально-экологический Союз