Лесные поколения. Исследовательский проект

Школьные лесничества - лесам будущего

Тема: Восстановление лесов
Описание: Одни из главных задач проекта - вовлечение школьных лесничеств и других объединений школьников в решение актуальных проблем и включение молодёжных проектов в реальную производственную, научную и социально-экологическую деятельность.
Страницы: 1
Лесные поколения. Исследовательский проект, Одним из перспективных направлений в исследованиях школьников может быть оценка восстановления лесных сообществ, в том числе после катастрофических нарушений — рубок, пожаров, массового воздействия патогенных организмов.
 
Одним из перспективных направлений в исследованиях школьников может быть оценка восстановления лесных сообществ, в том числе после катастрофических нарушений — рубок, пожаров, массового воздействия патогенных организмов.

Актуальность данного направления определяется происходящими в лесных экосистемах изменениями, вызванными как факторами среды (изменения климата и погодные аномалии, внутренние процесс в растительных и животных сообществах, вспышки численности фитофагов и т. д.), так и деятельностью человека (создание особо охраняемых природных территорий, развитие рекреации, проведение тех или иных лесохозяйственных мероприятий и т. д.).


Данное направление безусловно находится в сфере внимания учёных, но охватить огромное разнообразие условий, определённых разнообразием территории нашей страны и различной хозяйственной деятельностью, могут только школьные группы.

Возможными темами могут быть:

* особенности естественного возобновления различных пород на конкретных участках (с заповедным режимом или, напротив, испытывающим активное антропогенное воздействие);
* сравнение естественного возобновления на участках с различными почвенно-грунтовыми условиями, различным удалением от стены леса;
* сравнение естественного возобновления древесных пород на участках с различным антропогенным воздействием;
влияние древесных пород интродуцентов на аборигенные виды;
* изучение приживаемости лесных культур в зависимости от различных параметров технологии посадки (посева) — сроков посадки, возраста посадочного материала, обработки почвы, использования стимуляторов и т. д.;
* изучение сохранности лесных культур в зависимости от свойств почвы, возраста культур, проводимых уходов и т. д.;
сравнение эффективности естественного и искусственного лесовосстановления.

Данный перечень далеко не исчерпывает всех возможных для рассмотрения тем, поскольку особенности восстановления леса зависят от огромного количества факторов. Оценка лесовосстановительного процесса силами школьников позволит получить современные данные о взаимоотношениях древесных пород как между собой, так и с другими компонентами живой природы.
Полученные данные послужат основой для долговременных экологических наблюдений на территории.

Рекомендуем проводить исследования возобновления на одних и тех же участках на протяжении нескольких лет (с интервалом 1-3 года), что даст возможность оценить лесовозбновительный процесс в динамике и дать прогнозы о его эффективности.
При проведении исследований под пологом насаждений для установления связи возобновления со структурой и состоянием древостоя и других ярусов рекомендуем провести на участке полное геоботаническое описание с определением состава ярусов, их полноты и сомкнутости, средних показателей диаметра и высоты древостоя.

Проект предполагается реализовывать в партнёрстве с научными организациями, а также особо охраняемыми природными территориями.

Для координации проекта будет функционировать форумная поддержка на базе интернет-группы «Школьные лесничества — лесам будущего» http://forest.ru/club/group/8/ .

Цитата
Вместе с вами мы выберем тематику вашего исследования, подберём подходящий объект, уточним методику работы и постараемся оформить результаты.

В качестве промежуточных итогов предлагается проведение научной конференции школьников с представлением результатов исследований по итогам полевого сезона и обсуждением дальнейших исследований. Предварительно обсуждается вариант проведения мероприятия на базе Мытищинского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана.

По итогам работы проекта планируется издание сборника работ участников.





Литература

Лес и лесное хозяйство: учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ / под общ. ред. А. П. Петрова. – М.: Всемирный банк, 2016. – 224 c.
А.Ю.Ярошенко "Европейская тайга на грани тысячелетий"

Энциклопедия лесного хозяйства
 
Термины и определения

Воспроизводство лесов – восстановление леса, со всеми характерными для него признаками (свойствами), включающее в себя мероприятия по лесному семеноводству, выращиванию посадочного материала, лесовосстановлению, уходу за лесом.

Всходы – растения до одного года, образовавшиеся из семян древесных пород.

Самосев – древесные растения от 1 года до 2–5 лет, на севере – до 10 лет, естественно возобновившиеся из семян.

Подрост – молодое поколение древесных растений под пологом леса или на вырубках, способное сформировать лесное насаждение.

Лесное семеноводство – комплекс мероприятий по заготовке, переработке, хранению, реализации, транспортировке, использованию семян, а также прогнозу и учету их урожая и определению посевных качеств.

Лесовосстановление – восстановление лесных насаждений естественным, искусственным или комбинированным способами.

Естественное лесовосстановление – восстановление леса за счет сохранения подроста лесных древесных пород, минерализация почвы.

Искусственное лесовосстановление – создание лесных культур посадкой сеянцев, саженцев, черенков или посевом семян лесных растений.

Комбинированное лесовосстановление – способ, сочетающий естественное и искусственное лесовосстановление.

Возобновление леса – появление новых поколений леса на лесных землях.

Семенное возобновление – появление нового поколения леса, при котором он формируется из семян лесных древесных пород.

Вегетативное возобновление – появление нового поколения леса из вегетативных органов растений или их частей: поросль, корневые отпрыски, отводки и др.

Поросль – молодые побеги, появляющиеся из почек на пнях деревьев и кустарников.

Корневые отпрыски – побеги, образующиеся из придаточных почек корня.

Отводки – молодые растения, образующиеся из укоренившихся нижних ветвей, способные к самостоятельному существованию

Всхожесть семян – способность семян образовать нормально развитые проростки в определённый срок.

Проращивание семян – метод определения способности семян в определенный срок быстро и дружно прорастать.

Прорастание – переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Посевные качества семян – совокупность признаков, которые определяют пригодность семян лесных растений для посева.

Норма высева семян – масса семян, высеваемых на 1 погонный метр строчки (г) или на 1 га (кг).

Класс качества семян – совокупность качеств лесных семян (всхожесть, жизнеспособность, чистота). Существует три класса качества лесных семян.

Учет урожая семян – определение наличия шишек, плодов, семян на одном дереве или на единице площади перед началом их созревания.

Сеянец – 1–3-летнее древесное растение, выращенное из семян в лесном питомнике.

Саженец – посадочный материал, выращенный из пересаженного на доращивание сеянца.

Черенок – отделённая часть растения, способная при определённых условиях укореняться и образовать растение.

Инвентаризация посадочного материала – учет посадочного материала при его выращивании.

Мульчирование – покрытие почвы после посева опилками, торфяной крошкой для уменьшения испарения влаги.
Страницы: 1

Видео

Работа команд федеральной авиалесоохраны на тушении лесных пожаров в Республике Бурятия

Статьи

Круглый лес: между политикой и экологией

Анатолий Лебедев

В конце сентября Президент России на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса в довольно жесткой форме поручил правительству ввести полный запрет на вывоз из страны круглого леса. Тех, кто десятилетиями наблюдает за динамикой разрушения лесного комплекса России под видом его «оптимизации», это новое заявление главы государства по застарелой проблеме побуждает внимательно перелистать страницы истории, по крайней мере двадцатилетней, в которой попыток навести порядок в лесу и в лесном рынке, равно как и очень радикальных заявлений, более чем достаточно.

Антимифология (почему не всё, что названо экологическим мифом, таковым является)

Обращаясь к экологическим темам легко наделать ошибок, особенно когда нет желания глубоко в чем-то разобраться, а хочется быстро добиться внимания большой аудитории. В итоге на выходе может получиться некий коктейль из правды, полуправды и неправды в той или иной мере оправдывающий экологическую безответственность и безудержное потребление. Почему не всё, что там названо экологическим мифом, таковым является и как эта публикация вводит в заблуждение неискушенного читателя в новой статье Валентины Владимировны Сухомлиновой.