В аэропорту села Корткеросс на борт АН-2 готовилась подняться уже вторая группа парашютистов-пожарных, в состав которой входили шесть человек. В преддверии старта участники тренировки шутили, от души смеялись и не верилось, что остаются минуты до того момента, когда они выполнят контрольно-проверочные прыжки с парашютом "Лесник-3".
"Эти ребята не новички, которые трясутся перед своим первым прыжком. Иные из них 10 лет уже трудятся в Коми лесопожарном центре. Так что прыжки с парашютом - это их обычная работа", - рассказывает летчик-наблюдатель из города Емвы Андрей Амосов.
А заглянув в журнал дежурного по старту, я выяснила, что каждому участнику тренировочных прыжков предстояло выполнить до пяти упражнений только за один день!
"После контрольно-проверочного парашютисты-пожарные выполнят прыжки в круги разных диаметров", - пояснил дежурный по старту Илья Макарин. Задача инструктора ППГ (парашютно-пожарной группы) Валерия Романова осложнялась еще тем, что он являлся в своей группе выпускающим:
"Я должен проверить по карте проверки готовности парашютистов к прыжку: ножные и грудной обхваты, правильность зацепления свободных концов, двухконусный замок, парашютный прибор. После чего открыть дверь самолета и всех выпустить. Последний прыгаю я", - объясняет Валерий.
С оглушительным ревом в аэропорт прибыл Ан-2 с пятью парашютистами-пожарными на борту, которые открыли сегодняшний тренировочный день. Вместе с ними в качестве летчика-наблюдателя трудился директор Коми регионального лесопожарного центра Александр Емельяненко.
Но я успеваю сделать в аэропорту только несколько фото, запечатлевшие как парашютисты-пожарные второго борта садятся в самолет.
И надо было спешить в поселок Аджером, где находилась площадка приземления участников тренировочных прыжков.
Прибываю на место, когда идет пристрелка.
Поэтому успеваю увидеть моменты выхода из самолета парашютистов и их отделения от самолета. Через четыре секунды в небе "вспыхивают" одинокие куполки парашютов.
За ходом тренировочных прыжков наблюдает инструктор ПДПС (парашютно-десантной пожарной службы) лесопожарного центра Коми Станислав Афанасьев. Связь с самолетом у него по рации, с парашютистами Станислав Николаевич общается по громкоговорителю.
"Так можно предупредить участников тренировки о каких-то нарушениях, например, чтобы безопасно разошлись, - объясняет Станислав Афанасьев. - В журнале фиксирую основные ошибки в ходе прыжка".
После приземления парашютистов было уже не узнать - серьезные, сосредоточенные. "Так идет включение в работу после большого зимнего перерыва", - продолжаем беседовать с инструктором ПДПС.
По словам Валерия Романова, прыгать было сложно из-за большой скорости купола.
"Надо было вовремя подорвать, чтобы мягко приземлиться", - поясняет Валерий.
О других подробностях и тех перегрузках, которые испытывает парашютист во время прыжка, мне рассказал старший инструктор ПДПС лесопожарного центра Иван Мухрыгин. "Чтобы парашют открыть, надо приложить усилие 15 кг, чтобы завести прибор, часовой механизм – 28 кг, а нагрузка в момент раскрытия купола увеличивается почти в 10 раз!", - рассказал Иван Петрович.
А на площадке приземления парашютисты должны были еще выбраться из снежного "плена" и собрать парашюты.
И с таким грузом, а парашют "Лесник-3" весит 18, 5 кг, участники тренировки добираются к месту посадки на буран - парашютисты отправляются готовиться к своему следующему прыжку.
Когда второй борт участников тренировки покинул площадку приземления, Станислав Афанасьев подробнее рассказал мне о ней.
"Вот вы видите разного диаметра круги, в которые при последующих упражнениях должны будут приземлиться парашютисты. На площадке приземления установлен измеритель скорости ветра. Если есть превышение, то мы отменяем тренировку и ждем благоприятных погодных условий", - проводит небольшую экскурсию Станислав Николаевич.
Едва успеваю поговорить со Станиславом Афанасьевым, как начинаются тренировочные прыжки участников на парашюте ПТЛ-72. Невероятно красивое зрелище в течение нескольких минут мы наблюдаем в небе - как "вспыхивают" ярко оранжевые купола ПТЛ-72, и парашютисты медленно а, я бы сказала, величественно возвращаются на землю.
И вот почему. Несмотря на то, что ПТЛ-72 был разработан на базе "Лесника", однако он имеет меньшую скорость снижения. Парашютная система ПТЛ-72 легко управляется, поэтому применяется для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Одно из неудобств ПТЛ - 72 парашют очень тяжелый, его вес 22 кг.
Завершился мой день на пожарно-химической станции, где я смогла понаблюдать, как происходила укладка парашютов "Лесник-3" и ПТЛ-72. "Купол собираешь, начиная с вершины, - напоминает парашютистам принцип укладки старший инструктор ПДПС лесопожарного центра Коми Иван Мухрыгин. - Но сначала парашют нужно поднять и стряхнуть снег, а потом только в рулон складывать". Если не выполнить эти, казалось бы, такие простые правила, то от растаявшего снега намокнет полотно, и парашют может не раскрыться. После укладки парашюта качество работы проверяет инструктор.
А потом парашютисты-пожарные вновь едут на старт, им объясняют задачу - какое упражнение следует выполнить, и все повторяется снова: подъем, прыжок, приземление, укладка парашюта и...новый старт!
Без преувеличения могу сказать, что парашютисты -пожарные - это российские богатыри, которые стоят на защите зеленого золота нашего лесного региона!