Лесное хранилище истории Шарьи обосновалось в городском парке отдыха. Из Википедии я узнала, что в коллекции музея представлены: узкоколейный подвижной состав; лесозаготовительная и автотехника; лесопожарная и авиационная техника, а также водный транспорт.
Было так необычно встретить в парке фрагмент узкоколейной железной дороги с шириной колеи 750 мм и тепловоз ТУ8-0167, изготовленный на Камбарском машиностроительном заводе. Сначала он трудился в Зебляковском леспромхозе, а в музей леса был передан в 2014 году.
Как использовался этот гигант для выполнения грузовой и маневровой работы на железных дорогах колеи 750 мм можно было увидеть на архивных фото, размещенных на баннерах в музее леса.
Следующий экспонат хранилища лесной истории - самолет авиалесоохраны АН-2.
Произведен он был на Киевском авиационном заводе. А начался выпуск этих легких (вес 3600 кг) многоцелевых самолетов в 1948 году. Используется АН-2 как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет и состоит на вооружении ВВС многих стран. И только с 1952 по нынешнее время он применяется и в системе авиационной охраны лесов.
Путешествуя дальше по уличному музею, я встретила железных дровосеков? Но приглядевшись повнимательнее, узнала лесничего и лесорубов.
А оставив позади увековеченных в железе работников леса, увидела большое скопление гигантов лесозаготовительной и лесопожарной техники. "Парад лесных трудяг " проходил на поляне. Подойти поближе к экспонатам, установленным на деревянных помостах, можно было по дощатым тротуарам. Открывал эту галерею вездеход пожарный лесной ВПЛ-149.
Он предназначен для доставки личного состава к месту пожара, пожарного оборудования, воды, а также для локализации лесных пожаров заградительными, минерализованными полосами.
Следующий "обитатель" музея леса - лесной плуг ПКЛ-70-А.
Он готовит почвы бороздами на нераскорчеванных вырубках под посев или посадку лесных культур, а также используется для прокладки противопожарных полос.
А рядом расположилась валочно-пакетирующая самоходная машина ЛП-19. Не только увидеть ее я смогла в музее леса города Шарьи, но и подробно познакомиться с ее "биографией". Так я узнала, что "родилась" она на Йошкар-Олинском заводе лесного машиностроения. А начался выпуск этих машин в далеком 1975 году прошлого века. Ее вес 23 500 кг и предназначена она для выполнения лесозаготовительных работ по хлыстовой технологии заготовки древесины, а также для валки деревьев и формирования их в пачки для последующей трелевки трелевочным трактором.
Среди экспонатов хранилища лесной истории можно было встретить и трелевочную машину.
А вот и сучкорезная машина ЛП-33 А, произведенная на Екатеринбургском заводе лесного машиностроения. Ее вес 19700 кг.
Предназначена она для обрезки сучьев с деревьев хвойных и лиственных пород на лесопогрузочных пунктах лесосек или трелевочных волоках.
В музее леса я познакомилась и с челюстным погрузчиком ЛТ-65. Можно догадаться было, что он предназначен для погрузки леса на лесовозный транспорт, штабелевки древесины и прочих погрузочно-разгрузочных работ на лесных складах и перевалочных базах.
А вот он, лесопогрузчик-штабелер ЛТ-163, который был произведен на Сыктывкарском механическом заводе - предприятии, которого уже не существует.
Еще один раритет был замечен в музее леса - это автомобиль лесовоз ЗИЛ-157. Изготовленный на заводе имени И. А. Лихачева он в связи с высокой проходимостью и неприхотливостью массово использовался в леспромхозах на вывозке древесины.
Интересно было увидеть среди экспонатов и трактор ТДТ-40М, который предназначался для трелевки хлыстов.
В музее леса города Шарьи можно было даже заглянуть внутрь водометного катера КС-100, который участвует в работах на первоначальном сплаве леса и на малых сплавных рейдах.
Моя прогулка завершилась знакомством с фотолетописью лесного региона России.
Наталья ПРОКОФЬЕВА.
Фото автора
Фото автора
Фото: