Вашем вниманию новая публикация «Как рассказывать о климате? Рекомендации и ориентиры для научных журналистов и коммуникаторов». Авторы: А.В. Чернокульский, А.С. Гинзбург, А.В. Давыдова, О.Г. Добровидова, Т.А. Нестик, А.А. Скворцов. Общая редакция: А.С. Гинзбург
Одна из важнейших особенностей климатической тематики – сложность её корректного восприятия населением. Изменение климата – глобальный процесс, происходящий на всей планете и ведущий к целой цепочке неблагоприятных последствий. Несмотря на то, что учёные уверены в серьезности проблемы, население по-прежнему недооценивает риски изменений климата. В частности, россияне встревожены угрозой изменений климата меньше других жителей европейских стран.
Велика доля россиян, которые считают, что глобальные риски надуманы, полагаются только на себя и не доверяют тревожным сообщениям СМИ, также велика доля фаталистов, при этом при реализации риска (на примере пандемии) эта доля ещё больше возросла (с 13,4% до 19,3%).
Популяризация знаний в области изменений климата не только важна для повышения общего уровня грамотности, но и необходима для выживания цивилизации. Адекватные знания о том, как и почему меняется климат, как он изменится в ближайшие десятилетия и повлияет на наш жизненный уклад, чрезвычайно важны для эффективной адаптации общества в целом и отдельных домохозяйств в частности к предстоящим изменениям, для поддержки обществом государственных мер, принимаемых в связи с изменением климата.
Социологические исследования показывают, что изменение климата как проблема волнует российское общество. Однако многие конкретные знания остаются вне поле зрения: россияне крайне мало знают о непосредственных изменениях климата в регионах, где они проживают, о последствиях этих изменений, мерах адаптации к ним и мерах по смягчению этих изменений.
Россияне не знают, что в данной области можно и нужно знать. При этом в обществе имеются социальные группы, которые начинают проявлять внимание к обсуждаемым темам. Это жители крупных городов (в первую очередь Москвы), обеспеченные люди, специалисты, студенты.
Если усилиями научных популяризаторов климатическая тематика войдет в повестку и дискурс означенных «авангардных» групп, стоящих на верхних ступенях распространения информации, можно надеяться, что далее норма на интерес и осведомленность в области изменений климата и их последствий для общества будет распространяться на более широкие слои этого общества.
Роль научных журналистов в повышении осведомленности населения в области изменений климата чрезвычайно велика. При этом саму климатическую тематику среди других наук выделяет целый ряд особенностей, которые представляют проблемы для качественной популяризации.
Негосударственный некоммерческий фонд «Развитие и окружающая среда» (ННФ РиОС) в сотрудничестве с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) подготовил рекомендации и ориентиры для научных коммуникаторов в области исследований изменений климата и их последствий, учитывающие особенности данной тематики. В представленных рекомендациях выделены эти особенности, указаны связанные с ними проблемы и возможные пути решения для научных коммуникаторов с рядом конкретных примеров.
Ссылка:
А.В. Чернокульский, А.С. Гинзбург, А.В. Давыдова, О.Г. Добровидова, Т.А. Нестик, А.А. Скворцов. Общая редакция: А.С. Гинзбург
Как рассказывать о климате? Рекомендации и ориентиры для научных журналистов и коммуникаторов. – М.: ГЕОС, 2021. – 58 с.
ISBN 978-5-89118-842-6