Понимание ценности лесов важно прививать с ранних лет. Этим и занимаются школьные лесничества — добровольные эколого-образовательные объединения. О том, как юные лесники помогают лесам и как создать такое движение на базе школы, рассказал Владимир Захаров — старший участковый лесничий Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО «Мособллес».
— Что такое «школьное лесничество»?
Это форма работы с подрастающим поколением, известная с середины прошлого века. Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области. В настоящее время школьные лесничества рассматриваются как форма дополнительного образования и профессиональной ориентации детей.
[spoiler]
Школьное лесничество действует на основе соглашения между образовательным учреждением и организацией лесного хозяйства. Оно имеет двух руководителей — от школы и от лесников. Через реальную лесохозяйственную, эколого-просветительскую или опытническо-исследовательскую деятельность члены школьных лесничеств осваивают образовательные программы.
— Чем именно занимаются юные лесники? Как помогают лесам?
Ребята вместе с наставниками участвуют в восстановлении лесов (выращивают посадочный материал на собственных пришкольных питомниках, помогают созданию лесных культур, собирают семена лесных и декоративных растений, ухаживают за посадками), организуют акции по лесоохранной, в том числе противопожарной пропаганде, помогают в обнаружении пожаров. К сожалению, не все граждане знают, куда нужно звонить и как действовать, если увидел дым над лесом, а вот наши юные лесники реагируют правильно.
Популярны массовые акции по посадке леса. На таких масштабных мероприятиях члены школьных лесничеств работают в качестве инструкторов, помогают участникам осваивать меч Колесова и соблюдать технологию посадки леса.
Естественно, школьники только учатся, и в этом им помогают специальные учебные пособия, консультации специалистов, собственный опыт.
— Какие самые необычные проекты реализовали школьные лесничества?
Сложно что-то выделить. Очень нравятся проекты, в которых чувствуется творческое участие самих ребят и их работа с аудиторией. Например, члены школьного лесничества «БРИЗ» из Кабановской средней школы создалипроект «Горящие точки», который направлен на изменение отношения населения к природным пожарам. В его основе — активное вовлечение школьников и взрослых в деятельность по фиксированию случаев возгорания сухой травы. Для этого сформирована интерактивная цифровая карта и проводятся агитационные мероприятия. Основные инструменты проекта — социальные сети и сетевые сервисы, которые интересны современному поколению.
Подключившись к проекту, люди начинают замечать масштабы бедствий, которые могут произойти при поджогах травы.
В ближайшее время мы планируем разместить этот проект на платформе «Лесные волонтёры», чтобы расширить географию.
— Как создать «лесничество» в школе? Почему это может быть полезно школам?
Успех школьного лесничества во многом определяется наличием двух заинтересованных людей — педагога и специалиста лесного хозяйства. Если есть неравнодушные люди, готовые заниматься с ребятами на природе, заключение соглашений, составление планов работ, программы — это уже техническая задача.
Интерес школ в таких объединениях очень прост: школьное лесничество знакомит детей с разнообразием профессий и видов деятельности, связанных с природой (лесное хозяйство, заповедное дело, борьба с пожарами, взаимодействие с населением, лесная наука и т.д.). Конечно, далеко не все выпускники приходят в лесные вузы, но это не страшно. В конце концов, врачи, строители или адвокаты, имеющие представления о законах природы — это тоже позитивный результат.
Другой важный плюс — школьники осваивают навыки самостоятельных исследований, в том числе в природной среде: как не заблудиться в лесу, как безопасно развести костёр и потушить его, как приготовить обед в полевых условиях. Этому в школах сейчас не учат, а родителям часто некогда этим заниматься.
— С кем и как необходимо согласовать создание нового лесничества?
Так как школьные лесничества создаются на базе двух организаций (школы и лесного хозяйства), с их руководствами и нужно согласовать планы по созданию. Деятельность объединения может осуществляться и на основании трёхстороннего соглашения, где будут задействованы некоммерческие организации или бизнес-структуры.
— Как можно поддержать школьные лесничества? Нужны ли им волонтёры?
Думаю, школьные лесничества не откажутся от помощи. Нужно просто связаться с ближайшей такой группой, обсудить текущие проекты, программы, обговорить взаимодействие.
Интересные результаты получаются при взаимодействии школьных лесничеств со специалистами самых разных областей знаний. Почвоведы рассказывают о почвах, специалисты по беспилотникам знакомят детей с техникой, даже физики-ядерщики выступают перед ребятами. Такие занятия вызывают интерес, обращают внимание школьников на ту или иную предметную область. Не исключено, что за интересом последует и более глубокое погружение в тему.
Школьники с интересом включаются и в волонтёрские проекты, приглашают старших волонтёров к себе.
Фото предоставлены В. Захаровым
Источник: https://foresthelp.ru/tpost/v21jjghui1-kak-rabotayut-shkolnie-lesnichestva-inte