Зачем Москве природа

17.02.2014

Зачем Москве природа

Свежие деревянные домики, новые детские площадки, вымощенные плиткой дорожки, - благоустройство заказника “Теплый стан” начинается сразу за оградой, от самого входа. Люди проходят сквозь арку, не сбавляя скорости, и замедляют ход только когда минуют благоустроенную часть и войдут в лес, в 300 метрах от формального начала зоны отдыха. Здесь дорожки становятся уже, и “входная группа” - домики непонятного назначения - больше не видны. Чем дальше остается благоустройство, тем медленнее шаг посетителя, он расслабляется, выпрямляется и начинает смотреть не под ноги, а в стороны.

“Благоустраивать” природные территории Москвы начали в последние три года. Опираясь на среднестатистические представления о чистоте и порядке, чиновники превращают лес в парк развлечений. Логика примерно такая: в лесу грязь, неудобно ходить, темно и негде купить еды. Дорожки и ларьки придают лесу цивилизованный вид. Правда, этот цивилизованный вид лишает лес его главной функции и превращает в еще одну разновидность городского пространства. Один из самых радикальных примеров - каток на месте луга в национальном парке Лосиный остров, возведенный в 2011 году. Чуть менее радикальный, но стилистически близкий процесс происходит сейчас с ландшафтным заказником “Теплый стан", благоустройство которого стоило больших бюджетных затрат: только на входные группы ушло около 70 млн рублей.

Особо охраняемых природных территорий в Москве чуть больше ста и они существуют для того, чтобы обеспечивать здоровую окружающую среду - воду и воздух. В заповедных зонах гнездятся птицы, есть животные и сохраняется нетронутый лес. Все природные территории Москвы соединяются в сети. Одна из таких сетей состоит, например, из долины реки Сетунь, Воробьевых гор, Нескучного сада и Парка Горького, и она обеспечивает приток свежего воздуха в центр города. Если грубо нарушить режим на одной территории, то пострадает вся сеть: сначала исчезнет естественный баланс, появятся грызуны и вредители, потом умрет лес, а на остальные элементы резко возрастет нагрузка и они тоже рано или поздно перестанут выполнять свою функцию.

Сейчас благоустройство касается, или наверняка коснется, всех природных территорий города. На некоторых участках местные жители встают на защиту, считая такие действия по отношению к лесу незаконными. В заказнике Тёплый стан экоактивисты писали многочисленные письма с просьбами проверки законности этих входных групп и вообще благоустройства зоны отдыха “Тропарево”. Было даже заведено административное дело на строительную компанию за то, что она начала работы без разрешительной документации, необходимых согласований, общественных обсуждений и т.п.

По документам входные группы (домики) и плитка проходят как не капитальные строения. Но под плиткой находится железобетонное основание сантиметров 20 толщиной, через которое не прорастет ни одна травинка. А при строительстве домиков вбиваются сваи, подключаются коммуникации, что подвергает сомнению тезис о некапитальности этих строений.

Наталья Шойтова, замдиректора управления особо охраняемыми природными территориями, ответственного за заказник “Теплый стан”, говорит, что зона отдыха - буферная по отношению к заказнику, и там должны сосредотачиваться люди, чтобы не идти в заповедные участки. “Благоустроенная часть заказника - это зона отдыха “Тропарево”. Благоустройством этой зоны занимается префектура. У нас функция ухода за территорией, - говорит Наталья Шойтова, - В самой зоне отдыха заповедных зон нет. Новых дорожек с твёрдым покрытием нет, мы только меняем асфальт на плитку. Тропинки в заповедных зонах допустимы: людям не прикажешь, и сколько не рекультивируй дорожки, они всё равно прокладываются.”

Зону отдыха, призванную “отвлекать” людей от заказника, посетители все равно игнорируют, предпочитая сразу углубляться в лес. В ноябре-декабре, совместно с платформой Йополис, мы делали опрос в этом заказнике по поводу его благоустройства. Ожидают ли сами жители продажи глинтвейна и пуфиков на стриженных лужайках? Наоборот, они идут туда хорошо подготовленными к прогулке: зимой в специальной одежде и с термосом, а летом - с пикниковыми корзинками и пледами. Они хотят отдохнуть на природе.

Хороший пример благоустройства природных территорий в черте города можно увидеть в Берлине. Об этом рассказывает экоактивист Наталья Черевко: «Есть в Берлине настоящие леса. Причем они посаженные – но если бы деревья не росли рядами (березы в таком виде особенно сюрреалистично смотрятся), все остальное как в настоящем лесу: опушки пушистые, подлесок не затоптанный. Немцы дисциплинированно ходят по дорожкам». Действительно, если приглядеться к деталям в берлинском лесу, то можно заметить, что благоустройство есть, но немцы чувствуют самое главное, зачем туда приходят люди - это лес. Тропинки - грунтовые, а не плиточные, укрепление берегов рек, если и есть - то аккуратно, дощечками, так, что даже незаметно. Никаких заборчиков расцветки «травы и листьев» или ларьков с продажей алкогольных напитков там быть не может, для этого есть другие места. Всё это позволяет посетителям наслаждаться природой не отвлекаясь на детали типового благоустройства.


Автор:  Лёля Жвирблис

Возврат к списку


Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
 

Видео

Есть такая профессия - лес защищать

Лесоведение ― одна из старейших отраслей знания, известная еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. За тысячи лет интерес к изучению лесов никуда не исчез, а потребность в их защите актуальна как никогда. О здоровье лесов Подмосковья и борьбе с вредителями деревьев корреспонденту портала «Научная Россия» рассказал начальник отдела защиты лесов ГКУ МО «Мособллес» Святослав Эдуардович Некляев.

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.