Обращения в региональные Министерства образования – предложение проводить каждый год урок против палов травы в весенний период

Страницы: 1
RSS
Обращения в региональные Министерства образования – предложение проводить каждый год урок против палов травы в весенний период, Драфт обращения – сбор мнений для редакции и лучшей стратегии
 

В теме размещен драфт обращения по предложению проводить каждый год урок профилактики пожаров на природных территориях (с особым акцентом на задаче искоренения традиции палов травы) во всех школах страны,  которое мы намереваемся  разослать по всем тяжело горящим регионам России (или всем вообще), адресуя в Министерство образования (области, края, республики), и Департаменты образования (крупные города и районы).

Начав с Амурской области и республики Бурятия, власти которой проявили большое понимание задачам кампании «Останови огонь» и противопожарной работе.

Я предлагаю заинтересованному сообществу – прочесть драфт моего обращения в Министерства образования регионов. Любые идеи, предложения и критику – пишите (на форуме, в личной почте, facebook). Примерно неделю я буду ждать замечаний. Если реакции ни от кого не будет – через неделю начну отправлять (возможно, доработав текст, но скорее в смысле его стиля).  Если будут замечания и потребуется правка – то начну отправлять, когда всё доработаем. Но хотелось бы успеть до конца сентября начать отправку, чтобы повысить шансы того, что идея сработает уже в ближайший сезон.

Но и после прохождения недели – критика и замечания приветствуются. Отправить во все регионы все равно быстро не получится, и никто не знает, сколько попыток надо будет сделать, чтобы выполнить поставленную задачу.

Пояснение

В апреле 2016 г была запущена общественная кампания «Просто перестать жечь траву»: http://www.green-forums.info/antifire/index.htm

Эта кампания продолжается и сейчас, но с апреля 2018 г она работает (и считает себя) независимым участником единой федеральной кампании «Останови огонь», запущенной Гринпис России в сотрудничестве с  рядом других государственных и общественных организаций. Участником, но не полной идентичностью. Несмотря на общие цели и задачи, у кампании ППЖТ остались  много и своих задач, изначально поставленных, за которые она постепенно берется. Но и  эти задачи она как бы старается проводить через призму «Останови огонь», чтобы вкладываться в обе кампании.

Также, у кампании ППЖТ есть  уже амбиции и цели, выходящие за пределы России.  – Поскольку в других странах проблема выжиганий сухой растительности и их последствий в виде природных пожаров и деградации природных экосистем стоит не менее остро, а в каком то смысле,  намного более остро и сложно, чем в России.

И вот, с самого начала  кампании ППЖТ была поставлена задача – запустить во всех школах страны в период предшествующий сходу снега (т.е. до активного сезона травяных палов) уроки по профилактики травяных палов и природных пожаров во всех школах страны. Во всех классах. Во всех школах. Помимо школьников, вовлекать в прослушивание материала также и взрослых, для чего  строить урок  по стратегии «двойного занятия». В первую встречу – рассказывая детям основной материал о природных пожарах (с особым акцентом на вреде травяных палов). Затем давать домашнее задание  – провести похожий урок со знакомыми взрослыми (родителями и другими родственниками, соседями). И через 2-3 недели собраться снова на второе занятие. На котором награждать победителей (желательно оформить проведение урока взрослым в формат конкурса), играть в игры, смотреть фильмы – всё на пожарную тематику. Период между встречами может быть наполнен и другими противопожарными акциями в рамках школьных и городских активностей (выставки, конкурсы  плакатов и листовок,  размещение листовок на предназначенных стендах в городе, экскурсии и лекции на предприятиях или детских садах (когда сами школьники ведут такое занятие для взрослых или дошкольников). Хорошо это дополнять прокручиванием социальной рекламы на тему запрета выжиганий травы по радио и телевидению. – Простор возможного почти неограничен и будет определяться энтузиазмом и сознательностью граждан каждого региона (наибольшие различия могут быть от уровня школы до уровня города).

Таким образом, эта стратегия двойного занятия примерно на месяц охватит детей и (через их помощь) взрослых региона. Из важных дополнительных бонусов – посредством такой методики дети будут ощущать свою причастность решению проблемы пожаров, будут учиться проявлять гражданскую сознательность и вкладывать силы в просветительскую работу (которая и есть – основная для искоренения традиции выжиганий травы).

Желаемой  схемой  видится подобие модели известного праздника «Марш парков», запущенный Центром охраны дикой природы (ЦОДП) в начале 2000х и с тех пор ушедший в самостоятельные и полюбившиеся просветительские акции и народные празднества во многих регионах России. Акции «Марш парков» стали самостоятельными, их стали проводить (очень важно!) уже без работы экологов. Хотя ЦОДП занял позицию судьи в ежегодном конкурсе между парками. Который не запускает акции в каждом регионе, но создает некий настрой. В Россию же акция «Марш парков» пришла из США.

 

Мы  хотим то же самое сделать  по пропаганде отказа от выжиганий травы и другой противопожарной тематике. Сделать это событие – ежегодным событием, занимающего срок около 1 месяца перед сходом снежного покрова.

Идея эта появилась сразу, и была отражена на сайте кампании ППЖТ в разделе «Рекомендации» http://www.green-forums.info/antifire/recommendation.htm

Но тогда в 2016 году не было хорошего потенциала для ее выполнения. Не было разработанных школьных уроков на тему выжиганий травы. Не было и других материалов для проведения занятий. Сейчас же – многое поменялось и нужные (подходящие и хорошие) материалы были разработаны. Также была запущена общая масштабная федеральная кампания против палов травы и других причин пожаров «Останови огонь!», к которой уже многие присоединились. А кампания «Просто перестать жечь траву», в свою очередь,  приобрела статус кампании МСоЭС, что немаловажно, когда делаешь обращения от ее имени.

И сейчас вполне есть потенциал – добиться выполнения такой цели.

Этому посвящено обращение. В нем я предлагаю поучаствовать всем школам в единой федеральной кампании «Останови огонь» через проведение уроков во всех классах и даю ссылки на все созданные материалы, которые можно для этого использовать.

На первом месте, конечно, это материалы Гринпис   – много ярких замечательных игр, школьный урок и методические рекомендации для учителей. Это является главным материалом.

Вторым эшелоном  идут – школьный урок «Травяные палы и природные пожары», разработанный в рамках кампании ППЖТ и апробированный учителями через его размещение на портале «Современный учитель». И ссылки на информационные разделы кампании ППЖТ, которая пока еще остается самым полным информационным обзором, комплексно (с разных сторон) показывающих проблему природных пожаров в России.

И третьим эшелоном идет все остальное по кампании «Останови огонь», что можно использовать – ролик кампании, плакат кампании, информация для прессы.

Важное

В данном обращении я выступаю от имени кампании ППЖТ, при этом делюсь ресурсами и информацией кампании «Останови огонь», находящихся в открытом доступе и, по своей логике, предназначенных как раз для подобной работы. Поэтому предварительно я не обговаривала эту идею с организаторами кампании «Останови огонь». Само обращение может идти как в представленном формате, так и в ином, при их бОльшем участии.

Конечно, такую массивную идею было бы лучше проводить именно при их большем участии (так это повысило бы шансы успеха). Если кого-то из основных организаторов кампании «Останови огонь» это заинтересует – они могут также это обозначить.

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 
Мне кажется, что в таком виде обращение будет иметь незначительный эффект, учитывая то, как функционирует система управления образованием.

Я предлагаю сразу подготовить положение о всероссийском (а может и международном) конкурсе, к участию в котором мы приглашаем регионы. Положение должно предусматривать проведение занятий, массовых мероприятий, рекламных акций и т.п. на протяжении всего срока проведения Акции. А в остальном, как по тексту - предлагаем использовать все методические и информационные материалы. Это будет выглядеть аналогично конкурсу "Сохраним леса от пожаров" http://new.ecobiocentre.ru/novelty/detail/237 , в рамках которого в регионах проводят свои региональные этапы (в Московской области согласовано на уровне Минобра).

Партнёром на уровне России может стать Федеральный детский эколого-биологический центр. Думаю, они поддержат. Для сбора текущих отчётов можно создать специальную группу у нас на сайте (или использовать группу по школьным лесничествам).
 

forestru написал:

Цитата
Я предлагаю сразу подготовить положение о всероссийском (а может и международном) конкурсе, к участию в котором мы приглашаем регионы. Положение должно предусматривать проведение занятий, массовых мероприятий, рекламных акций и т.п. на протяжении всего срока проведения Акции. А в остальном, как по тексту - предлагаем использовать все методические и информационные материалы. Это будет выглядеть аналогично конкурсу "Сохраним леса от пожаров"  http://new.ecobiocentre.ru/novelty/detail/237  , в рамках которого в регионах проводят свои региональные этапы (в Московской области согласовано на уровне Минобра).Партнёром на уровне России может стать Федеральный детский эколого-биологический центр. Думаю, они поддержат. Для сбора текущих отчётов можно создать специальную группу у нас на сайте (или использовать группу по школьным лесничествам).

Предложение очень интересное. Да, если получится пойти по схеме развития конкурса «Сохраним леса от пожаров», вовлечь Федеральный детский эколого-биологический центр, еще кого-то (может быть, "Авиалесохрану", которые ведут свою просветительскую линию)  то идея самой задачи проведения занятий в школах – будет услышана намного сильнее. Это важно само по себе – заявить о ней в разных форматах и так продвигать.

Другое дело, что в случае с конкурсом «Сохраним леса от пожаров», его организацией в Гринпис (который, я думаю, и продвигал идею этого конкурса социальной рекламы и организовывал весь процесс) занималось какое-то число людей. Предполагаю, что они начали эту работу где-то в начале апреля, а запустили в августе. Вряд ли идея этого конкурса возникала до апреля (если судить по преемственности идей - у меня есть мысль, что именно смотивировало их запустить этот  конкурс), хотя начать плотную работу могли и позже. Итого, примерно 4 месяца работы и условно нескольким людям.

От этого, думаю, наверное, имеет смысл – пойти двумя путями. Сначала отправить простые обращения. Поскольку их текст уже готов. И какие-то регионы – могут их взять себе сразу и начать использование . У меня надежда на Бурятию и Амурскую область, так как там главы поддержали кампанию «Останови огонь». По Бурятии – подписать обращение готов Добровольческий Корпус Байкала. Что тоже добавит  веса.

Обращения, отправленные сейчас – имеют шанс дать ростки в ближайший весенний сезон. Работа по конкурсу – мысля реалистично, скорее всего, только в следующий сезон. Во-первых, нас не так много, кто может работать. Мы (и я уж точно) не имеем штата сотрудников Гринпис. Поэтому у меня такие задачи продвигаются довольно медленно, и много всего… что надо делать. Я готова передать идею конкурса самому Гринпис, но, опять таки, мысля релистично,.. вряд ли они согласятся. Они привыкли работать сами по себе.

И во-вторых, Федеральный детский эколого-биологический центр в этом году уже проводит конкурс противопожарной тематики, то есть прямо сейчас люди там уже заняты и вряд ли возьмутся быстро за близкую тему.

Однако, все равно можно пойти сразу по пути организации такого конкурса. Получится для ближайшей весны – окей, не получится успеть – тогда на следующий сезон. Но его задание надо еще продумать таким образом, чтобы был соревновательный момент. Пока я так хорошо это себе не представляю. В конкурсе «Сохраним леса от пожаров» - соревнуются дети (то есть каждый ребенок или коллектив авторов -детей). Они создают продукт (социальную рекламу), по которой конкурсная комиссия выносит решение о победителях. А кому и за что предложить соревноваться здесь? По идее, здесь «конкурсной единицей» должна выступать вся школа….   а так может быть?... в общем, надо думать...

Да-а... если вся школа может стать «конкурсной единицей» (то есть устроить соревнования СОШ друг с другом по регионам России... )  это может дать именно то, что нужно для поставленной задачи организации во всех регионах через школы - весеннего месяца борьбы с палами травы и другого противопожарного обучения  для предотвращения пожаров.. А приз - грамота, кубок, деньги, или что-то примечательное для школы, как минимум, - завоевать честь района и города, благодарность главы, всем почет и директору премия.  Я не видела конкурсов такого рода, правда.

               

Но можно попробовать предложить этот формат. Как вы думаете?

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 
Цитата
Veter написал:
Предполагаю, что они начали эту работу где-то в начале апреля, а запустили в августе. Вряд ли идея этого конкурса возникала до апреля (если судить по преемственности идей - у меня есть мысль, что именно смотивировало их запустить этот  конкурс), хотя начать плотную работу могли и позже. Итого, примерно 4 месяца работы и условно нескольким людям.
Подготовить положение о конкурсе, имея задел - максимум рабочий день одного человека. Сейчас конкурсом занимают люди из Федерального детского эколого-биологического центра на энтузиазме, привлекая для оценки работ энтузиастов-экспертов. У нас в Подмосковье аналогично работы оценивает областной центр.
 
Цитата
forestru написал:
Подготовить положение о конкурсе, имея задел - максимум рабочий день одного человека. Сейчас конкурсом занимают люди из Федерального детского эколого-биологического центра на энтузиазме, привлекая для оценки работ энтузиастов-экспертов. У нас в Подмосковье аналогично работы оценивает областной центр.
Если в этом году обращения дадут результаты, в следующем году  будет создана почва для таких конкурсов. Надо, чтобы школы и регионы сами попробовали такое провести. Если хоть как-то и где-то дело пойдет, то это можно будет использовать для организации конкурса внутри регионов между школами. И всероссийского. Чтобы так мотивировать школы и города проводить такие акции.
Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 

Начинаю отправление обращений в министерства образования регионов. Отправленные выкладываются в первом сообщении.

При выборе мест отправки – ориентируюсь на обзор ситуации с травяными палами и пожарами, сделанные Гринпис России в 2017 на каждый регион России. Классный обзор!

http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2017/fires-map/

Оттуда ясны приоритеты отправки и географические особенности по каждому региону.

И все обзоры по теме анализа ситуации с палами за 2017 г, сведенные в сообщении на Лесном форуме Гринпис неким выбывшим оттуда пользователем natalia_nov:

Статистика пожаров за 2002-2016 (в чем причина осенних пиков в азиатской части страны в 2016)?

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
Страницы: 1
Читают тему