Может ли новое европейское законодательство, регулирующее торговлю лесоматериалами и продукцией из древесины, помочь навести порядок в российских лесах?

Может ли новое европейское законодательство, регулирующее торговлю лесоматериалами и продукцией из древесины, помочь навести порядок в российских лесах?
10 ноября 2013

Ответ на этот вопрос искали участники «круглого стола» «Новое европейское законодательство по древесине: роль гражданского общества»,  организованного совместно ClientEarth и Всемирным фондом дикой природы (WWF) 8 ноября в Москве.

В обсуждении приняли участие представители ряда российских общественных организаций экологической и социальной направленности, заинтересованных в обеспечении легальности и устойчивости лесопользования, а также представители лесной науки и образования и мониторинговой организации НЭПКон.

Регламент (ЕС) 995/2010 по древесине был принят в 2010 г. и вступил в полную силу 3 марта 2013 г. С этого момента поставка на рынок Европейского союза лесоматериалов и продукции из древесины, заготовленной с нарушением применимого законодательства страны, в которой она была заготовлена, считается правонарушением. Также «операторы» – компании, размещающие лесоматериалы и продукцию из древесины на европейском рынке, – законодательно обязаны обеспечить разработку и внедрение «систем должной добросовестности», которые должны обеспечить эффективную оценку и минимизацию рисков поставки на европейский рынок нелегально заготовленной древесины. Тем не менее, новое европейское законодательство важно не только  для лесного бизнеса, оно дает возможность общественным организациям оказывать влияние на практику лесопользования.

В Еврорегламенте общественным организациям отводится большая роль: в условиях ограниченности ресурсов, имеющихся для обеспечения эффективного правоприменения положений Регламента, компетентные органы власти Евросоюза не полагаются только на выборочные проверки «операторов». Согласно Еврорегламенту, основанием для проверок является информация о возможных нарушениях требований законодательства компаниями-лесоимпортерами и их поставщиками в странах, где заготавливается древесина, в том числе, и в России. Сейчас уже известны несколько примеров разбирательств, касающихся поставки в Европу незаконно заготовленной древесины тропических видов, и все они стали известны благодаря общественным организациям, информировавшим компетентные органы власти Европейского союза о соответствующих нарушениях.

Участники «круглого стола» договорились о необходимости взаимодействия российских и европейских общественных организаций для обеспечения эффективного применения Еврорегламента по древесине, призванного ограничить международную торговлю нелегально заготовленной древесиной, на практике.

«Еврорегламент по древесине – рамочный закон, и он не будет работать сам по себе, без активного участия заинтересованных сторон. Компетентные органы власти Европейского союза рассчитывают на активное участие неравнодушных общественных организаций, заинтересованных в прекращение незаконных рубок в своих странах, но информация о незаконном лесопользовании должна быть абсолютно достоверной и подтвержденной фактами», - отметила Эмили Анвин, руководитель проекта и юрист ClientEarth.

«Рассматривать Еврорегламент в качестве некоего «торгового барьера», созданного Европейским союзом в отношении российской продукции из древесины - ошибочно: власти Евросоюза потребовали от своих компаний-лесоимпортеров заставить своих поставщиков строго соблюдать российское законодательство. Что же в этом плохого? Для того, чтобы Еврорегламент не стал проблемой для добросовестного бизнеса, необходимо совершенствовать наше лесное и торговое законодательство, обеспечив прозрачность сделок с продукцией из древесины и возможность документального контроля ее происхождения», - считает Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике WWF России».

«Легальность – необходимая составляющая устойчивости лесопользования. WWF России заинтересован в том, чтобы Еврорегламент по древесины стал по-настоящему рабочим инструментом, который бы способствовал наведению порядка в российских лесах. Как показал этот «круглый стол», многие общественные организации, в том числе, региональные, готовы использовать возможности, которые он предоставляет, для сокращения объемов незаконного лесопользования в нашей стране», - сказала Елена Куликова, руководитель Лесной программы WWF России.   

Участники встречи пришли к выводу, что государство может помочь компаниям-лесоэкспортерам и их поставщикам в обеспечении соответствия требованиями Европейского регламента и, соответственно, сохранения их доли рынка в Европейском союзе в долгосрочной перспективе, совершенствуя систему прозрачности информации о лесопользовании и обороте продукции из древесины. Одним из первых шагов в этом направлении могла бы стать обязательная публикация лесных деклараций всех лесопользователей в сети Интернет.  


Короткая ссылка на новость: https://forest.ru/~5Oqa8

Поделиться новостью

Комментировать

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.