Как рассказывать о климате?

Страницы: 1
RSS
Как рассказывать о климате?
 

Вашем вниманию новая публикация «Как рассказывать о климате?  Рекомендации и ориентиры для научных журналистов и коммуникаторов».  Авторы: А.В. Чернокульский, А.С. Гинзбург, А.В. Давыдова, О.Г.  Добровидова, Т.А. Нестик, А.А. Скворцов. Общая редакция: А.С. Гинзбург

Одна  из важнейших особенностей климатической тематики – сложность её  корректного восприятия населением. Изменение климата – глобальный  процесс, происходящий на всей планете и ведущий к целой цепочке  неблагоприятных последствий. Несмотря на то, что учёные уверены в  серьезности проблемы, население по-прежнему недооценивает риски  изменений климата. В частности, россияне встревожены угрозой изменений  климата меньше других жителей европейских стран.

Велика доля  россиян, которые считают, что глобальные риски надуманы, полагаются  только на себя и не доверяют тревожным сообщениям СМИ, также велика доля  фаталистов, при этом при реализации риска (на примере пандемии) эта  доля ещё больше возросла (с 13,4% до 19,3%).

Популяризация  знаний в области изменений климата не только важна для повышения общего  уровня грамотности, но и необходима для выживания цивилизации.  Адекватные знания о том, как и почему меняется климат, как он изменится в  ближайшие десятилетия и повлияет на наш жизненный уклад, чрезвычайно  важны для эффективной адаптации общества в целом и отдельных  домохозяйств в частности к предстоящим изменениям, для поддержки  обществом государственных мер, принимаемых в связи с изменением климата.

Социологические  исследования показывают, что изменение климата как проблема волнует  российское общество. Однако многие конкретные знания остаются вне поле  зрения: россияне крайне мало знают о непосредственных изменениях климата  в регионах, где они проживают, о последствиях этих изменений, мерах  адаптации к ним и мерах по смягчению этих изменений.

Россияне не  знают, что в данной области можно и нужно знать. При этом в обществе  имеются социальные группы, которые начинают проявлять внимание к  обсуждаемым темам. Это жители крупных городов (в первую очередь Москвы),  обеспеченные люди, специалисты, студенты.

Если усилиями научных  популяризаторов климатическая тематика войдет в повестку и дискурс  означенных «авангардных» групп, стоящих на верхних ступенях  распространения информации, можно надеяться, что далее норма на интерес и  осведомленность в области изменений климата и их последствий для  общества будет распространяться на более широкие слои этого общества.

Роль  научных журналистов в повышении осведомленности населения в области  изменений климата чрезвычайно велика. При этом саму климатическую  тематику среди других наук выделяет целый ряд особенностей, которые  представляют проблемы для качественной популяризации.

Негосударственный  некоммерческий фонд «Развитие и окружающая среда» (ННФ РиОС) в  сотрудничестве с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки  (АКСОН) подготовил рекомендации и ориентиры для научных коммуникаторов в  области исследований изменений климата и их последствий, учитывающие  особенности данной тематики. В представленных рекомендациях выделены эти  особенности, указаны связанные с ними проблемы и возможные пути решения  для научных коммуникаторов с рядом конкретных примеров.

Ссылка:

А.В. Чернокульский, А.С. Гинзбург, А.В. Давыдова, О.Г. Добровидова, Т.А. Нестик, А.А. Скворцов. Общая редакция: А.С. Гинзбург

Как рассказывать о климате? Рекомендации и ориентиры для научных журналистов и коммуникаторов. – М.: ГЕОС, 2021. – 58 с.

ISBN 978-5-89118-842-6

Страницы: 1
Читают тему