Сотрудники национального парка оберегают стройку

Сотрудники национального парка оберегают стройку
19 февраля 2017
Человек, представившийся сотрудником Сочинского национального парка, выдворил из зоны производства дорожно-строительных работ активистов Экологической Вахты и общественного движения "Привет-Сочи", сорвав общественную экологическую инспекцию верховий реки Мзымты. По сообщениям официального сайта экологической организации создаётся впечатление, что сотрудники учреждения, управляющего одной их крупнейших на Кавказе особо охраняемой природной территорий, выступили в роли охранников стройки, которая эту самую территорию активно разрушает.

Напомним, что о планах ООО "Роза-Хутор", которая владеет одноимённым горнолыжным курортом в окрестностях Красной Поляны, на территории Сочинского национального парка (Сочи, Краснодарский край), стало известно в 2015 году. Компании показалось, что имеющихся у неё в аренде территорий на северных склонах хребта Аибга недостаточно для увеличения пропускной способности своего курорта, в связи с чем она решила добиться права вести строительство горнолыжной инфраструктуры на южном макросклоне хребта Аибга, в районе Турьих гор, а также в верховьях реки Мзымты - на уникальных с точки зрения биоразнообразия природных территориях с первозданными горно-лесными ландшафтами.

Более того, в дальних планах "Розы-Хутор" – ещё два курорта, по площади таких же, как занимаемая на сегодня территория, уже непосредственно в границах Кавказского заповедника (входит в состав объекта Всемирного природного наследия "Западный Кавказ").

На пути этих планов стояло зонирование Сочинского национального парка: режим территории, на которую положила глаз "Роза Хутор", не допускал не то что массового катания на лыжах, а любой, даже самой безобидной, хозяйственной деятельности.

В начале 2015 года компания затеяла лоббистскую активность в правительстве России, намереваясь без особого шума и огласки протащить решение об исключении из заповедной и особо охраняемой зон Сочинского национального парка обширных территорий площадью около 6500 гектаров (650 кв. км).

В перечень территориальных притязаний "Розы Хутор" вошли 30 лесных кварталов заповедной зоны нацпарка и 9 кварталов особо охраняемой зоны в Краснополянском и Аибгинском лесничествах. В союзники "Роза Хутор" взяла другого горнолыжного оператора - НАО "Красная Поляна". В январе позапрошлого года заместитель гендиректора по эксплуатации НАО "Красная Поляна" Юрий Ейбоженко и генеральный директор ООО "Роза Хутор" Сергей Бачин направили на имя вице-премьера Дмитрия Козака, который лично курировал курорты Краснодарского края, презентацию своих планов.

Компании заявили, что за счет расширения горнолыжных трасс на южные и восточные склоны хребта Аибга удастся увеличить пропускную способность трасс до 12 тысяч посетителей одновременно. В своей презентации топ-менеджеры проводили аналогию с использованием реки Роны, вокруг которой построен "винно-альпийский" кластер в кантоне Вале на юго-западе Швейцарии, на границе с Францией.

В том же году правительство РФ пошло навстречу горнолыжным лоббистам и внесло таки требуемые им изменения в зонирование Сочинского национального парка. Но, впрочем, "Роза Хутора" даже формально не намеревалась дожидаться положительного решения: уже весной 2015 года на южном склоне хребта Аибга началась масштабная валка леса - стартовало строительство будущих горнолыжных трасс и технологических подъездных путей. В конце мая того же года ЭкоВахта выявила факт начала строительства дороги от финишной зоны горнолыжного курорта "Роза Хутор" в сторону Энгельмановой Поляны. Строительство велось в 81-м квартале Краснополянского участкового лесничества, в долине ручья Пограничного, где произрастают девственные пихтово-буковые леса.

Для того, чтобы варварским работам придать "законный" вид, "Роза Хутор" заключила с ФГБУ "Сочинский национальный парк" некий договор "совместного использования лесохозяйственной противопожарной дороги в кварталах 81, 82 Краснополянского участкового лесничества" - то есть официально речь шла не о расширении горнолыжного курорта, а о совместной эксплуатации и поддержании в рабочем состоянии "противопожарной дороги", которая фактически находилась в должном состоянии и гораздо выше по склону от места прокладки новой дороги (и это в районе Красной Поляны - самом влажном месте на территории России, где никогда не было нерукотворных лесных пожаров).

В связи с осуществлением незаконного строительства дороги ЭкоВахта, после выявления данного факта обращалась в различные государственные органы с целью пресечения происходящего преступления. Однако все они усиленно закрывали на него глаза. В то же время по мнению Администрации Президента России нарушений нет, кроме того, что зафиксировано "разовое нарушение" режима Сочинского нацпарка в виде заезда на территорию в пределах квартала 92 "физического лица".

В прошлом году Экологическая Вахта обратилась в Сочинскую межрайонную природоохранную прокуратуру с требованием принять меры по фактам нарушения законодательства, устроенного ООО "Роза Хутор" и ФГБУ "Сочинский национальный парк", которое, будучи государственным учреждением, призванным следить за охраной и соблюдением режима национального парка, почему-то выступило "на подтанцовках" у горнолыжных коммерсантов. Однако никаких нарушений в том, что в верховьях реки Мзымты был устроен массовый лесоповал, надзорное ведомство не усмотрело.

Прокуратура сообщила, что рубками леса в 79 и 81 кварталах Краснополянского участкового лесничества в рамках строительства "лесохозяйственной дороги" занимается некое ООО "Обер Хутор" (второй учредитель этой организации скрыт в кипрском офшоре), которое, собственно, и является пользователем земельных участков под дорогой. Прокуратура сослалась на то, что "Обер Хутор" якобы имеет проекты освоение лесов и разрешения на уничтожение краснокнижных видов растений и животных при производстве работ.

Для того, чтобы проконтролировать, действительно ли работы ведутся в тех лесных выделах, которые указаны в прокурорском ответе, и соблюдаются ли природоохранные и лесохозяйственные нормы, активисты Экологической Вахты и общественного движения "Привет-Сочи" в конце января выехали на место производства работ. Спустившись с долину ручья Пограничного, участники инспекции с удивлением обнаружили, что работы не прекратились даже зимой - повсюду активно сновала техника - лесовозы, экскаваторы, грейдеры.

Строящаяся дорога перерезает многочисленные водотоки, которые выносят тонны земляной взвеси в ручей Пограничный, а затем и в Мзымту. Еще в 2015 году экологи фиксировали места, где были сняты и при этом куда-то вывезены значительные объемы плодородного слоя. По информации местных жителей, значительная часть вывезенной из зоны строительства плодородной почвы продавалась заинтересованным лицам в Красной Поляне.

Сама дорога успела уйти далеко вперед: просмотреть сверху, от финишной зоны горнолыжного курорта "Роза Хутор", где она оканчивается, уже было невозможно. Впрочем, не успели активисты пройти несколько сотен метров по "лесохозяйственной" дороге, как путь им перерезал автомобиль "Нива". Выскочивший оттуда гражданин сообщил, что является сотрудником ФГБУ "Сочинский национальный парк" (правда, назвать своё имя отказался), и потребовал "удалиться из пограничной зоны". Гражданин даже позвонил по мобильному на пограничную заставу и сообщил активистам, что "вызвал наряд".

На резонное предложение проехать вместе по трассе строящейся дороги и под его присмотром провести общественную инспекцию, сотрудник нацпарка ответил отказом, ссылаясь то на "отсутствие разрешения от "Розы Хутор", то на всё ту же погранзону.

Трюк с "незаконным нахождением в погранзоне" - известный ещё со времен подготовки к Олимпиаде в Сочи приём, который широко применялся пограничниками, строителями и сотрудниками нацпарка для того, чтобы придумать повод удалить из зоны производства работ нежданных "зелёных" или не в меру любопытных журналистов. Причём сама "погранзона" имела свойство "мигрировать" вслед за очередными стройками, и понять, где она реально располагалась, было совершенно невозможно. То же самое повторяется и с проектом расширения курорта Роза Хутор": почему-то в паре сотен метров от строящейся дороги нет никакой погранзоны, и здесь спокойно гуляют многочисленные туристы, но стоит только подойти чуть ближе к стройке - как сразу появляется погранзона. При этом в этой "погранзоне" почему-то позволено арендовать земли и вести хозяйственную деятельность фирме, имеющей иностранных учредителей.

Активисты-"нарушители" предпочли не обострять конфликт, пообещав, впрочем, вернуться с представителями Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры и провести-таки общественную инспекцию т.н. "лесохозяйственной дороги", которой на самом деле маскируется незаконное строительство автомобильной дороги к будущим горнолыжным трассам в заповедной зоне Сочинского нацпарка.

"Нас откровенно обескуражили действия сотрудников национального парка, которые фактически превратились в охранников стройки, которая по живому режет девственные природные земли. Действия "Розы Хутор" - это откровенный плевок не только на законодательство России, но и на международные обязательства России по охране объекта "Западный Кавказ": ведь когда будет изменено зонирование Сочинского нацпарка и окончательно узаконено строительство горнолыжной инфраструктуры в его бывшей заповедной зоне, то территория будущего курорта будет непосредственно граничить с Кавказским заповедником, что нанесет ему непоправимый ущерб, не говоря уже о том, что в самом нацпарке на обширной территории будут уничтожены уникальные территории, критические важные для крупных млекопитающих, в частности, для кавказского медведя", - прокомментировал итоги несостоявшейся, но весьма показательной общественной инспекции её участник, замкоординатора ЭкоВахты Дмитрий Шевченко.
Короткая ссылка на новость: https://forest.ru/~5gLp4

Поделиться новостью

Комментировать

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.