Закон о "зелёном щите" создаёт возможности злоупотреблений

Закон о "зелёном щите" создаёт возможности злоупотреблений
24 Июля 2017
В ходе разработки законопроекта на основе этой инициативы Государственной Думой было добавлено исключение, практически отменяющее охранный режим в «зеленых лесопарковых поясах», полностью противоречащее целям и задачам «Зеленого щита», и создающее инструмент для практически беспрепятственной застройки лесов, в том числе, защитных лесов и особо охраняемых природных территорий.

Экапертная группа проекта "Зелёный щит" подготовила аналитическую справку о возможных негативных последствиях применения закона. По мнени авторов документа, действующая редакция Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которую пункт 6 части 3 статьи 62.4 был введен, якобы, в исполнение общественной инициативы «Зеленый щит», в корне противоречит и целям, и принципам этой инициативы – по сути, не только делает ничтожным охранный режим «лесопарковых зеленых поясов», но и создает основания для организации строительства и добычи полезных ископаемых на лесных землях, где другими законодательными актами это строжайше запрещено.



АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Возможность для злоупотребления законом о лесопарковых зеленых поясах в целях легализации застройки и добычи полезных ископаемых в защитных лесах

Общественная инициатива «Зеленый щит», прошедшая голосование на РОИ, была предложенным решением проблемы застройки лесов, лесопарков и других природных территорий вблизи городских районов.

Основным тезисом инициативы был полный запрет капитального строительства в лесах в пределах защитного пояса («зеленого щита») города.

В ходе разработки законопроекта на основе этой инициативы Государственной Думой было добавлено исключение, практически отменяющее охранный режим в «зеленых лесопарковых поясах», полностью противоречащее целям и задачам «Зеленого щита», и создающее инструмент для практически беспрепятственной застройки лесов, в том числе, защитных лесов и особо охраняемых природных территорий.

Речь идет о пункте 6 части 3 статьи 62.4, добавленной в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ. Он выглядит следующим образом:

«3. На территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);»

Иными словами, на территории ЛЗП допускается практически любое капитальное строительство – в т.ч. широко практикующееся в настоящее время жилищное строительство (например, под видом гостиницы для посетителей оздоровительных или спортивных учреждений), строительство торговых площадей (формально в составе турбаз или спортцентров).

Следует отметить, что лесное (пункт 5 части 3 и часть 5.1 статьи 105,), земельное законодательство (часть 2 статьи 59 и часть 2 статьи 61) и даже федеральный закон «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 61) запрещают капитальное строительство в лесах, лесопарках и городских лесах.

Однако, установление режима ЛЗП дает формальные основания для такого строительства. При этом следует отметить, что даже наличие охранного режима и жестких ограничений, установленных иными, в том числе федеральными, правовыми актами, бывает достаточно для массового уничтожения лесов под застройку. Так, например, в Подмосковье в период действия более строгого – по сравнению с текущими редакциями – лесного, земельного и экологического законодательства, несмотря на все запреты, массово происходила застройка лесного фонда: по данным МПР от 2004 г., общая площадь территорий лесного фонда, нелегально выведенных под коттеджную застройку, составила 1500 га; эксперты Экологического союза Московской области заявляли о 369-и случаях легализации самозахватов лесных участков в 2003 г. и продаже порядка 5000 га леса ежегодно. Основанием для легализации самозахватов в указанных случаях было формальное допущение краткосрочной аренды лесных участков – заключив аренду на три года, недобросовестные застройщики проводят вырубку и осуществляют строительство с тем, чтобы оформить объект капитального строительства в собственность и затем, пользуясь нормами лесного, гражданского и земельного законодательства, пользоваться либо правами преимущественного арендатора, либо правом приватизации.

Иными словами, для осуществления захвата и уничтожения лесных территорий субъектам достаточно малейшего формального основания, чтобы «зайти» на территорию – как только застройщики приобретают даже мизерные права на лесную территорию, включаются многочисленные известные механизмы легализации имущества.

Следует отметить, что пункт 6 части 3 статьи 62.4 текущей редакции Федерального закона «Об охране окружающей среды» ни по форме, ни по содержанию новым не является. С начала периода массового захвата и застройки лесов, прилегающих к крупным городским агломерациям – прежде всего, лесов Московской области – недобросовестные девелоперы активно пользуются «лазейкой», содержавшейся еще в советском законодательстве, а именно — постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1984 года № 505 «О порядке выдачи разрешений на размещение в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, туристских лагерей, баз отдыха и других подобных объектов с возведением строений некапитального типа и о порядке пользования лесом в культурно-оздоровительных целях». Формально данное постановление не отменено, хотя с введением в действие новой редакции Лесного Кодекса, фактически, перестало применяться.

Нетрудно заметить, что указанное допущение, введенное в закон «Об охране окружающей среды» поправками о «зеленых лесопарковых поясах», воспроизводит те самые «советские лазейки», которыми активно пользовались недобросовестные девелоперы а также многие другие владельцы недвижимости, выстроенной на государственных лесах под предлогом «организованного отдыха» и «развития массового спорта».

Нельзя забывать и про «побочные» виды недобросовестного природопользования: обход запрета на добычу полезных ископаемых на территории лесов, лесопарков и особо охраняемых природных территориях. По данным Министерства экологии Московской области, в 2015 г. ущерб государству от несанкционированных песчаных карьеров составил порядка 2,5 миллиардов рублей. При этом карьеры устраивали на территории, формально отведенной под строительство – в частности, в Солнечногорском районе нелегальный песчаный карьер был организован на земельном участке, отведенном под строительство теплиц. Случаи превращения строительных площадок в карьеры для незаконной добычи песка отмечались в Тверской и Московской областях при строительстве трассы М-11, а также в Краснодарском крае, где под предлогом добычи песка для строительства олимпийских объектов было уничтожено 13 Га территорий национального парка (выделы 15, 16, 18, 23, 25, 26 квартала 37  Веселовского лесничества Сочинского национального парка).

Таким образом, действующая редакция Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которую пункт 6 части 3 статьи 62.4 был введен, якобы, в исполнение общественной инициативы «Зеленый щит», в корне противоречит и целям, и принципам этой инициативы – по сути, не только делает ничтожным охранный режим «лесопарковых зеленых поясов», но и создает основания для организации строительства и добычи полезных ископаемых на лесных землях, где другими законодательными актами это строжайше запрещено.

Необходимо внести изменения в этот пункт, а именно – исключить весь текст в скобках и ввести, например, следующую редакцию: «создание объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством)».
Короткая ссылка на новость: http://forest.ru/~1L2of

Поделиться новостью

Что бы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Войти на сайт:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

Чиновничье-парковый ансамбль Природоохранное законодательство меняют в интересах бизнеса

Анна Орешкина

Год экологии и особо охраняемых территорий (ООТ) в России начался шумно. Под занавес 2016 г., стало известно, что Минприроды внесло в Правила заготовки древесины, которые определяют параметры вырубки леса по всей стране, существенные изменения: согласно им, фактически в два раза увеличилась площадь кедровника, который разрешалось пустить под топор.

«Мечтаю, чтобы после меня осталось что-то вроде докучаевских дубрав...»

В октябре 2013 года, когда Алексей Яблоков отмечал свой 80-летний юбилей, журнал «Экология и право» посвятил этому выдающемуся ученому и политику целый номер. О взрослении, науке, работе в правительстве, экологических бедах современной России, и о самом главном Яблоков рассказал в беседе с Еленой Субботиной. Публикуем это интервью полностью. Светлой памяти Алексея Владимировича Яблокова.