Проект социальной рекламы устойчивого закрепления против выжиганий травы «ПАЛЫ ТРАВЫ ЭТО»

Страницы: 1
RSS
Проект социальной рекламы устойчивого закрепления против выжиганий травы «ПАЛЫ ТРАВЫ ЭТО», Проект размещается открыто для того, чтобы любые желающие могли брать его себе для полной или частичной реализации. Приведена моральная и материальная польза для исполнителей.
 

Дается описание проекта социальной рекламы устойчивого закрепления «Палы травы это» (вложенный файл), передающей детям и взрослым информацию о негативных последствиях палов травы для природы и человека в виде единичных эмоционально окрашенных примеров. Проект нацелен на искоренение традиции палов травы в регионах использования этого типа социальной рекламы.  Проект размещается отрыто в сети Интернет с передачей полных прав на полную или частичную реализацию его идеи всем желающим. Приведена моральная  и материальная польза для потенциальных исполнителей Проекта.

Приветствуется широкое распространение Проекта в среде потенциальных исполнителей и всех заинтересованных в решении проблемы катастрофических природных пожаров в России.

Ниже приводится полный текст проекта
Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 

Проект социальной рекламы устойчивого закрепления, пропагандирующий отказ от выжиганий травы и объясняющий их последствия для природы и человека
«Палы травы это..»

Авторы идеи – кампания МСоЭС «Просто перестать жечь траву»

Резюме

Дается описание проекта социальной рекламы устойчивого закрепления (в дальнейшем «Проект»), передающей детям и взрослым информацию о негативных последствиях палов травы для природы и человека в виде единичных эмоционально окрашенных примеров, и нацеленного на искоренение традиции палов травы в регионах использования этого типа социальной рекламы. Проект размещается отрыто в сети Интернет с передачей полных прав на полную или частичную реализацию его идеи всем желающим. Приведена моральная и материальная польза для потенциальных исполнителей Проекта.  Приветствуется широкое распространение Проекта в среде потенциальных исполнителей и всех заинтересованных в решении проблемы катастрофических природных пожаров в России.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целевая аудитория Проекта

Основная целевая аудитория предлагаемой социальной рекламы - дети школьного и старшего дошкольного возраста от 6 до 17 лет. В меньшей степени целевой аудиторией являются взрослые, которые будут охвачены воздействием социальной рекламы непосредственно через своих детей.

Цели Проекта

В ненавязчивой, но хорошо запоминающейся форме, передавать информацию о негативных последствиях палов травы детям и взрослым.

Ожидаемый результат Проекта

Предлагаемая социальная реклама нацелена на закрепление в ребенке понимания негативных последствий травяных палов. Ожидаемый результат долгого использования этого типа социальной рекламы - формирование поколения взрослых с правильным отношением к выжиганиям травы, которые будут знать о различных негативных последствиях палов сухой растительности для природы и человека и, по этой причине, не будут сами выжигать траву и будут предотвращать такие действия у других. Практический природоохранный ожидаемый результат – значительное сокращение или исчезновение самовольных выжиганий травы на природных территориях в регионе, где используется предлагаемая социальная реклама.

Предлагаемый проект социальной рекламы рассчитан на долгое использование. Позитивный эффект ожидается при реализации и только этого типа социальной рекламы в регионе. Однако эффективность будет значительно усиливаться при выполнении и других просветительских мер, нацеленных на прекращение традиций палов сухой растительности.

Потенциальные исполнители Проекта

  • Коммерческие или государственные компании, производящие школьные тетради, школьные дневники, детские раскраски.

  • Художники, которые смогут нарисовать серию картинок в стиле детского комикса «Палы травы это..» (общую и с региональными различиями), необходимые для выполнения Проекта.

  • Природоохранные общественные организации, которые смогут запустить реализацию Проекта в своем административном регионе.

  • Государственные программы и их координаторы, нацеленные на решение экологических проблем в приоритетных регионах, которые смогли бы выполнить Проект в рамках своих задач.

  • Заповедники и национальные парки, которые смогли бы скоординировать реализацию Проекта в ближайших к ним территориях.

  • Фонды государственные, общественные и частные, которые смогли бы выделить финансовую поддержку и открыть конкурсный грант на выполнение данного проекта в административном регионе или по всей стране.

Права на идею Проекта

Мы (авторы идеи Проекта) не можем оплатить исполнителям реализацию Проекта. Поэтому мы передаем идею Проекта в сообщество, размещая его описание в Интернет и широко его распространяя, с тем замыслом, что таким образом удастся найти исполнителей - тех, кто возьмется разработать социальную рекламу в соответствии с Проектом в своем административном регионе или во всей стране, или возьмется скоординировать эту реализацию. Любой человек, ознакомившийся с идеей Проекта, имеет полное право свободно её использовать (полностью или частично, взяв от Проекта какие-то элементы) без уведомлений нас (ее авторов) и кого бы то ни было еще. При этом мы готовы оказывать консультацию и посильную помощь исполнителям относительно всех шагов реализации Проекта в их административном регионе – от разработки сюжета иллюстраций и их подписей до помощи в продвижении готовых результатов Проекта. Контакты для связи указаны в конце оповещения.

Мотивация или интерес исполнителей Проекта

Потенциальных исполнителей эта работа может заинтересовать по двум причинам:

1. Борьба с природными пожарами (моральный интерес, гражданский долг и забота о природе)

Эта работа будет являться важным вкладом в прекращение традиции травяных палов, которые являются причиной более 90% всех природных пожаров в стране.

2. Коммерческий интерес (хорошая реклама продукции исполнителя, хороший вклад в портфолио художника)

Выполнение предлагаемого проекта социальной рекламы будет являться важным вкладом в единую федеральную информационную кампанию «Останови огонь», запущенную Гринпис России и рядом других общественных и государственных организаций в апреле 2018 года для искоренения традиции выжиганий травы и борьбы с другими антропогенными причинами природных пожаров в России.

Участвуя в федеральной кампании «Останови огонь», исполнитель Проекта сможет разместить её логотип на сайте своей компании, обозначить текстом на своих товарах, что он является ее участником. Это будет являться хорошей позитивной коммерческой рекламой всей продукции исполнителя (которая в потенциале будет повышать его доходы), поскольку будет демонстрировать его высокие моральные качества, ответственность за природу и свою страну. Причастность Гринпис России к кампании «Останови огонь» – еще более повысит значимость такой рекламы. Поэтому это хорошо упомянуть (Гринпис является главным инициатором кампании «Останови огонь», но организаторами и участниками являются многие другие организации).

Для художника, зарабатывающего на жизнь своим мастерством, участие в Проекте даст возможность включить своё участие в федеральной кампании «Останови огонь» в портфолио, что будет оцениваться позитивно заказчиками и, в потенциале, повысит его доходы .

Для заповедников и национальных парков, общественных природоохранных организаций и государственных программ, участие в кампании «Останови огонь» посредством выполнения Проекта будет весомым результатом их работы, которые они смогут внести в годовые грантовые отчеты. Что, в свою очередь, повысит их рейтинг в фондовых агентствах и увеличит потенциал получения следующего финансирования.

С Гринпис России (которому первому предлагалась идея Проекта для его реализации) этот вариант обговорен.  Идея Проекта Гринпис понравилась, но у них нет своих ресурсов, чтобы запустить реализацию этого типа социальной рекламы. И они согласились с предложенным вариантом – что мы передаем идею Проекта в сообщество, и каждый конкретный исполнитель сможет вносить свою причастность к федеральной кампании «Останови огонь» описанным выше образом. Однако при этом необходимо проконсультироваться с руководителями Противопожарной программы Гринпис России, (как с главными инициаторами кампании «Останови огонь»), чтобы они подсказали возможные пути этого и помогли избежать неправильных ситуаций. В целом, Гринпис призывает всех присоединяться к работе федеральной кампании «Останови огонь», потому никаких противоречий эта работа не вызовет. Контакты руководителей Противопожарной программы Гринпис России приведены в конце оповещения.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Техническое задание для выполнения  Проекта

Необходимо сделать серию картинок в стиле детского комикса «Палы травы это…» к    каждой из которой давать краткую подпись о том, чем являются палы травы для природы и человека.

Например:

1.Палы травы это..

картинка

сгоревшее гнездо сойки

2. Палы травы это..

картинка

погибший лес, высаженный прошлой осенью школьниками

3. Палы травы это..

картинка

погибший лесной муравейник

4. Палы травы это..

картинка

сгоревшая сельская школа

5. Палы травы это..

картинка

у бабушки Клавдии больше нет ее дома

6. Палы травы это..

картинка

Маленький Вася заболел из-за дымного воздуха в городе, возникшего от торфяного пожара

Можно различать тематически по регионам:

7. Пал тростника это…

картинка

Сгоревшее гнездо серой цапли

8. Пал тростника это…

картинка

Рыбак дядя Миша не выловил за лето ни одной рыбки, поскольку от тростниковых пожаров погибло рыбное нерестилище

*    *    *

Для выполнения Проекта у команды исполнителей необходимо общее понимание тематики социальной рекламы (негативные последствия палов сухой растительности для дикой природы, сельского хозяйства и здоровья человека) и работа художника, который сможет сделать серию соответствующих картинок и подписей. Для размещения иллюстраций на школьных тетрадях и дневниках - картинки лучше сделать в черно-белой палитре в виде контуров (в стиле детской раскраски), и чтобы удешевить их печать, и чтобы оставить возможность детям их разрисовать.

Дальше созданную серию иллюстраций (общую или имеющую региональную специфику) предлагать производителям школьных тетрадей  и дневников для печати на обложках тетрадей и дневников (в одном месте - на внутренней стороне лицевого листа обложки или на внешней стороне оборотного листа обложки).

Помимо этого можно выпустить серию детских раскрасок, в которых использовать цветные и черное белые иллюстрации с похожими подписями. Для примера организации раскраски можно использовать раскраску ФБУ «Авиалесохраны» , ссылка на которую приведена в списке полезных ссылок в конце оповещения.  Однако,  в силу того, что тематика последствий травяных палов невеселая (и вряд ли такие раскраски будут иметь высокую покупательную способность), в наибольшей степени важно размещать разные картинки на тетрадях и дневниках. Особенно на дешевых , которые покупают в стране в бОльшей степени и малоимущие семьи.

Ожидаемый принцип работы предлагаемой социальной рекламы

Дети на уроках от усталости или скуки часто рассматривают то, что лежит у них на парте, разрисовывают тетради, листы бумаги, сами парты. Кто этого не делал в школе?

Поэтому картинка «Палы травы это…» на каждой тетрадке и дневнике будет ненавязчиво запоминаться, записываться на глубины памяти и в подсознание ребенка. Поскольку ребенок будет видеть ее часто (каждый раз, беря тетрадь по предмету или дневник), будет ее от скуки разрисовывать и, при этом, невольно, думать над ее смыслом. Разнообразие картинок – повысит интерес у детей. Дети страстно любят все коллекционировать, очень любят сравнивать свое и соседа (у кого лучше), любят меняться, обсуждать коллекции чего-нибудь. Причем они могут быть очень непритязательны в выборе того, что именно коллекционировать. Так, мы в детстве коллекционировала фантики от конфет (в том числе те, которые мы находили брошенными на земле), вкладыши от жевательных резинок и камни.

Когда дети заметят, что у всех в классе есть такие картинки на тетрадях и дневниках, но они разные, то их интерес повысится, они смогут меняться, вырезать и собирать, смотреть друг у друга. Даже если дети будут только иногда смотреть на картинки с подписями в классе и разрисовывать их от скуки - это уже даст нужный эффект. В целом это всё будет ненавязчивой формой записи в памяти и подсознании того, чем же являются палы травы, какие страшные последствия они имеют, что именно палы травы являются непосредственной причиной природных пожаров и многих связанных с ними несчастий в природе и жизни человека. К ним будет формироваться стойкое негативное отношение.

Подчеркнем важность того, что примеры «Что такое палы травы» подаются в единичных сюжетах. Во-первых, иначе и не сделаешь в предлагаемом варианте социальной рекламы. Но здесь важнее психологический аспект восприятия человеком (и особенно ребенком) событий. Ребенку (часто и взрослому) намного более жалко какого-то одного конкретного героя, конкретный объект, о печальной судьбе которого он узнал. Так, страдание одного ёжика, погибшего от травяного пала, намного более огорчит, запомнится и проникнет в сознание, чем сухая информация о гибели скольки-то тысяч гектар леса, где этих ёжиков и других животных – огромное множество.

Можно сравнить с реакцией на трагические события из прессы. Когда мы узнаем про трагическую судьбу конкретной семьи, конкретного ребенка, - это шокирует намного сильнее, чем когда в новостях мы узнаем о погибших сотнях или тысячах. Невозможно вообразить себе гибель и страдание сотен и тысяч. Разум соскальзывает с этой информации, записывает ее в блок просто фактов, на которые не реагируешь эмоциями, воспринимая просто частью мира, где происходит много плохого. Но когда из прессы или социальных сетей мы узнаем о пострадавшем одном ребенке или нескольких детях – вот тогда воспринимаем горе полностью, почти как свое личное, так как проносим через себя сам опыт, соотносим себя с родителями этих детей.

И в приятном аспекте разум часто действует подобным образом. Многих больше обрадует один подаренный красивый цветок, чем   множество огромных букетов цветов. Поскольку эмоции персонализируются на единичном объекте, чего не происходит или происходит в меньшей степени, когда объектов много.

В отношении рассматриваемого предложения – множество «единичных» грустных историй о том, что такое палы травы будут являться для детей хорошим запоминающимся просветительским материалом, формирующим стойкое негативное отношение к палам травы.   Это способ будет подавать детям каждый пример как единичный образ, (чтобы ребенку было жаль конкретного ежика, зайчика, гнездо сойки, сгоревший цветок, сгоревший лесок школьников, конкретную бабушку Клавдию, у которой теперь нет ее дома и семью рыбака дяди Миши, которой теперь не на что жить, поскольку в реке пропала рыба).

Разнообразие единичных сюжетов последствий палов травы позволит ребенку самому склеивать это множество единичных примеров в серию разных примеров, то есть самостоятельно создавать понимание о разнообразии и масштабе негативных последствий выжиганий сухой растительности. Дети будут доходить до этого ненавязчиво, постепенно и своим умом , что является лучшим средством просвещения и закрепления материала в памяти. Это же позволит и сформировать мотивацию к действиям по защите природных территорий от палов и пожаров, что может определить профессиональный выбор выросших детей. То есть будет способствовать тому, что выросшие дети будут работать в отрядах пожарных добровольцев и защищать свои земли от пожаров.

Таким образом, идея выглядит простой только на поверхности, а в методике она базируется на несколько психологических аспектов восприятия информации, которые будут работать па прекращение традиции выжиганий среди населения и, что важно, на воспитании поколения людей, которые не только не будут сами выжигать траву, но и смогут останавливать такие действия со стороны других людей, а также вступать в ряды пожарных добровольцев или профессиональных пожарных.

Проект социальной рекламы «Палы травы это…» базируется на исторических аналогах

Первое – (с чего прямо взят слепок), это популярная в 1990-е годы среди детей в России жевательная резинка с наклейками комиксов «Love is». Она пользовалась большой популярностью среди детворы (хотя была плохого вкуса) из-за своих вкладышей, в каждом из которых давалась забавная картинка с подписью. Дети покупали резинки ради этих вкладышей, которые входили после в их коллекции вкладышей. Вот как они выглядели:


И вот примеры картинок вкладышей (подписи были на русском языке, их легко найти в Интернете):


Сама идея комиксов «Love is» возникла в 1970-е годы в Новой Зеландии. Комиксы были  очень популярны во многих странах.  Сначала комиксы издавали в черно-белой палитре:


А потом перешли на цветную палитру, расширили и спектр применения (помимо комиксов, стали выпускать жевательные резинки с вкладышами и некоторые другие вещи). На фансайте комиксов «Love is» (см ссылку на него в конце оповещения) можно увидеть всё разнообразие таких картинок, как и узнать историю возникновения идеи.

По теме негативных последствий палов травы разнообразие таких «единичных» сюжетов может быть очень велико. Учитывая и географическую специфику – это сотни сцен.

Второе – исторический пример уже из самой охраны природы. В России в ранний советский период для того, чтобы отучить детей разорять птичьи гнезда,  использовали печать просветительских картинок на школьных тетрадях. Таким образом развивали широкое экологическое просвещение в самых глубинках страны. Печатали так сюжеты в защиту птиц и сюжеты,  пропагандирующие дни древонасаждений (особые дни, когда дети и взрослые вместе сажали деревья). Подробнее можно прочитать, например, в книге В. Е. Борейко Белые пятна природоохраны, 2003. В ней изложены и другие исторические примеры экологического просвещения детей, такие как Майские союзы, Дни древонасаждений, которые начинались как школьные праздники. Сложно оценить эффект именно этих мер за такой дальний период, но в целом он, скорее всего, был, поскольку до намеренного угнетения природоохранной работы и природоохранных активистов во второй половине 1930-х годов, в стране стремительно росло и число обществ охраны природы,  и число вовлеченных в экопросветительскую, природоохранную и краеведческую работу взрослых и детей.

ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОЕКТ ПРИ ЕГО ОБСУЖДЕНИИ В СООБЩЕСТВЕ:

Размещение социальной рекламы «Палы травы это..» на спичечных коробках

Можно запустить предложенную социальную рекламу и на спичечных коробках.  Для этого необходимо создать аналогичную серию разных картинок и подписей «Палы травы это…» для их размещения на спичечных коробках.  Для спичек можно сделать  более взрослую серию картинок и подписей.

В этом предложении есть большая рациональность. Траву часто поджигают спичками. Спички покупают для бытовых нужд и курения. Будет очень хорошо, если на каждом коробке спичек будет забавная картинка с серьезной подписью  о страшных последствиях выжиганий травы для природы и человека, и если эти картинки будут разные.  Человек, смотря на коробки, будет невольно проникаться сознанием разнообразия и масштаба вреда палов.

Возможно, запустить проект социальной рекламы на спичечных коробках (соответственно,  обращаясь для этого к производителям спичек) будет более просто и быстро, чем основной проект, и с этого можно начать развитие предложенной социальной рекламы.

Значки

Можно выпускать значки «Палы травы это..» и использовать их для раздачи на просветительских и противопожарных акциях.

ССЫЛКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ ИСПОЛНИТЕЛЯМ ПРОЕКТА

Информационный обзор проблемы природных пожаров в России: причины, последствия и способы решения. Часть I. Разработан в рамках кампании МСоЭС «Просто перестать жечь траву» , 2016

http://www.green-forums.info/antifire/reviewpart1.htm

В обзоре основная часть материала посвящена травяным палам, как основному фактору, вызывающему природные пожары.. В первом разделе это «Травяные палы - главная прямая причина пожаров», и целиком разделы 2. «Зачем люди жгут траву? Анализ мотивации» и 3. «Негативные последствия для природы от травяных палов и вызываемых ими природных пожаров».

Другие перечисленные в обзоре факторы наличия катастрофических природных пожары в России являются причиной того, что возникающие по вине человека пожары сложно потушить.

Раскраска для детей дошкольного и младшего школьного возраста, подготовленная ФБУ «Авиалесохрана»

https://greenwire.greenpeace.org/russia/ru/forest-fires-school-help

По ссылке (раздел с материалами для учителя, подготовленный Гринпис) найти «КНИЖКА-РАСКРАСКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пресс-конференция о старте Федеральной информационной кампании «Останови огонь»

(новостное сообщение на форуме о пресс-конференции со ссылкой на видео трансляцию конференции и материалы для прессы, подготовленные Гринпис России): http://forest.ru/forum/forum17/topic574/

Останови огонь: стартует федеральная информационная кампания

(материал о запуске кампании на сайте Гринпис России)

http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2018/stop-fire-0405/

О движении пожарного добровольчества в России

http://www.green-forums.info/antifire/fighters.htm

Раздел разработан в рамках кампании МСоЭС «Просто перестать жечь траву», он содержит историю развития пожарного добровольчества в России и контакты действующих отрядов пожарных добровольцев. В том числе – Противопожарной программы Гринпис России, которые смогут проконсультировать как по использованию логотипа кампании «Останови огонь», так и по вопросам последствий травяных палов. Лучше всего обращаться со всеми вопросами непосредственно к Григорию Куксину, руководителю Противопожарной программы Гринпис России (на странице по ссылке указан его рабочий email):

http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/blogs/authors/grigory-kuksin/

Фансайт комиксов «Love is» со всеми сюжетами комиксов (на английском):

http://www.loveisfan.com/all-pictures

Краткая история возникновения комиксов «Love is»

https://www.cosmo.ru/lifestyle/stil-zhizni/love-is-pronzitelnaya-istoriya-lyubvi-avtorov-znamenityh-vkladyshey/#part0

Контакты авторов идеи Проекта

Координатор кампании МСоЭС «Просто перестать жечь траву»    

Новоселова Наталья (antifirecamp@gmail.com, natalieenov@gmail.com)

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 
Традиционно принимаются идеи по улучшению. С тем размещенная версия проекта обозначена «Версия №1».

И уже пришло одно дополнение.

Предложили идею сделать серию такой социальной рекламы на спичечных коробках. Также серией разных сюжетов.

В этом есть рациональность. Траву часто поджигают спичками. Будет неплохо, если на каждом коробочке будет наклеечка с подписью (аналогично стилю всего проекта) «Палы травы это..». Для спичек можно сделать и отдельную более взрослую серию картинок и подписей.
Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 
Мы в своё время придумали серию значков противопожарного содержания. Специально про траву не думали, но оно подразумевалось как одна из причин: http://books.forest.ru/index.php?categoryID=93



В разных регионах такие значки использовались при проведении просветительских акций.
 

Я заношу продуктивные идеи в проект социальной рекламы  и обновляю текст выложенного в 1-м посте файла (добавляю последним абзацем перед ссылками).

Пока внесены такие добавления:

ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ПРОЕКТ ПРИ ЕГО ОБСУЖДЕНИИ В СООБЩЕСТВЕ

Размещение социальной рекламы «Палы травы это..» на спичечных коробках

Можно запустить предложенную социальную рекламу и на спичечных коробках. Для этого необходимо создать аналогичную серию разных картинок и подписей «Палы травы это…» для их размещения на спичечных коробках. Для спичек можно сделать  более взрослую серию картинок и подписей.

В этом предложении есть большая рациональность. Траву часто поджигают спичками. Спички покупают для бытовых нужд и курения. Будет очень хорошо, если на каждом коробке спичек будет забавная картинка с серьезной подписью о страшных последствиях выжиганий травы для природы и человека, и если эти картинки будут разные. Человек, смотря на коробки, будет невольно проникаться сознанием разнообразия и масштаба вреда палов.

Возможно, запустить проект социальной рекламы на спичечных коробках (соответственно, обращаясь для этого к производителям спичек) будет более просто и быстро, чем основной проект, и с этого можно начать развитие предложенной социальной рекламы.

Значки

Можно выпускать значки «Палы травы это..» и использовать их для раздачи на просветительских и противопожарных акциях.

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 

В связи с этим проектом соц-рекламы (изложенном в 1м посте), а точнее даже с просьбой товарища из Португалии его перевести на английский язык, чтобы распространить в Португалии и вообще других странах, возникли два сложных юридических вопроса об авторских правах.

Я его сначала задала лучшему мне известному природоохранному юристу, Мише Крейндлину из Гринпис. Михаил – замечательный, откликнулся сразу. .. однако помочь не смог, сказал, что вопросы действительно сложные, а он совсем не специалист по авторским правам. Поэтому, чтобы долго не переписывать содержание вопроса , я привела текст моего письма  на форуме (ниже). Вопросы выделены красным.

Вдруг кто-то разбирается или сможет посоветовать, что делать?

По первому  вопросу – мы с вроде сошлись на том, что можно для уверенности обратиться в компанию (бренд «Love is») и спросить, не будет ли этот проект соц-рекламы защемлять их авторские права и как так расположить дизайн, чтобы им не было обидно.  Хотя мне это кажется лишней мерой, поскольку (в английском варианте) сходство именно в стиле (фраза – картинка – подпись)  и в слове «is». Мне так кажется, что нарушений тут никаких быть не может, это просто дизайн комикса, придраться тут не к чему.

А по второму – совсем не знаем..    у меня идея -  сделать «открытую лицензию»  на идею проекта и так ее распространять – мол, пользоваться идеей бесплатно может каждый, но  авторские права на нее будут у меня (чтобы разные  исполнители идеи соц-рекламы  не нарушали авторские права друг друга – см. текст вопроса).

Но я совсем не знаю, как подойти к реализации этого. Могу просто изложить это в тексте распространяемого  пропосола проекта (т.е. в docx файле), но вряд ли это будет иметь юридическую силу.

За любые идеи и советы в этой связи (особенно по второму вопросу) буду очень признательна.

ТЕКСТ МОЕГО ПИСЬМА М. КРЕЙНДЛИНУ


Цитата

Вопрос об авторских правах в связи с проектом соц-рекламы против палов травы

Михаил, добрый день!

В природоохранном сообществе вы знамениты как хороший юрист по природоохранным вопросам. Также вы работаете по Противопожарной программе Гринпис, и мои вопросы вам не должны быть совсем чужеродны в профессиональном отношении.

Хотела обратиться за юридическим советом. Может быть, вы могли бы подсказать пути правильных действий или где искать такую консультацию (в условиях того, что денег на хорошего юриста у меня нет).

Речь  вот об этом проекте социальной рекламы устойчивого закрепления, направленного на прекращение традиции палов травы:

http://forest.ru/forum/forum18/topic649/

Проект описан в 2х постах форума по ссылке (в 1м посте – приложен файл с текстом описания, во 2м этот же текст изложен на форуме). Там совсем немного читать – не буду повторять подробно описание проекта. Главная его суть, которой касается мой вопрос, что я предлагаю делать соц-рекламу отдаленно повторяющую комиксы «Love is»:

Необходимо сделать серию картинок в стиле детского комикса «Палы травы это…» к    каждой из которой давать краткую подпись о том, чем являются палы травы для природы и человека.

Например: Палы травы это… картинка… сгоревшее гнездо сойки;  Палы травы это…картинка..погибший лес, высаженный прошлой осенью школьниками;  Пал тростника это…картинка… cгоревшее гнездо серой цапли.

Принцип – показывать множество последствий палов травы единичными образами, в том числе персонализировать образы (Палы травы это…картинка..  моя бабушка больше не имеет своего дома).

И дальше использовать эти серии картинок для публикации на школьных тетрадях, спичечных коробках, может быть в газетах. Подробнее (почему я так предлагаю, все детали) – изложено  пропосоле на форуме по ссылке. Что не понятно, я могу еще  дополнить.

У меня нет своих ресурсов, чтобы сделать такую рекламу, потому изначально я  хотела передать пропосол проекта Гринпис, чтобы у вас были все права и вы запустили эту рекламу. Но этого не получилось. В Гринпис (с кем я общалась) идея проекта, вроде бы, понравилась, но они ответили, что в кампании «Останови огонь» (для которой я передавала проект в Гринпис) и так уже слишком много задач и нет ресурсов на новые.

И тогда я изменила стратегию. Теперь моя цель – передать идею проекта этой соц-рекламы  в свободное использование в мир.

То есть, чтобы РАЗНЫЕ организации (в регионах России, и в других странах) могли брать себе идею проекта этой соц-рекламы и ее реализовывать полностью или частично.

После того, как я опубликовала пост по ссылке выше на форуме, ко мне обратился мой товарищ из Португалии (с которым мы работали немного в 2017 г против контролируемых выжиганий (prescribed burning)  в Португалии в связи с сильными лесными пожарами в этой стране) и попросил перевести этот пропосол на английский, чтобы и люди, не знающие русский язык, смогли это брать и использовать в своих странах.  То есть, не зная русского языка, человек разобрался в сути предлагаемого проекта соц -рекламы и ему понравилось настолько, что попросил перевести на английский. С этой просьбы я и задумалась об авторских правах (в России это еще так, а в других странах все это очень строго).

И вот, в этой связи возникло 2 сложных юридических вопроса по авторским правам.

Я не знаю, у кого попросить совета и обращаюсь к вам.

 

Вопрос 1. Схожесть всей идеи предлагаемой соц-рекламы – создает или не создает  нарушения авторских прав комикса «Love is» ? В России была их переводная версия «Любовь это..», которая использовалась на жевательных резинках.

То есть, если на тетрадях, дневниках и спичках будет написано «Палы травы это» (или «Grass burning is») картинка … подпись (конечно, совсем не похожие на картинки и подписи комикса «Love is») , то авторы бренда «Love is» могут заявить что их авторские права нарушены? Или это ложные опасения?

Мне важно передать проект соц-рекламы другим людям так, чтобы у них не было проблем потом с авторскими правами и судами. И если этот вопрос так просто не разрешить, то что можно сделать? Может быть, заменить на «Grass burning means» или обратиться в бренд «Love is» и  у них спросить? (не будут ли они против такого замысла)

Мне на обывательском уровне кажется, что идея бренда, конечно, угадывается, но поскольку реально общего только слово «is», а всё остальное - совсем разное, то авторские права бренда «Love is» не будут нарушаться.

Вопрос 2. Более сложный. Я хочу передать идею пропосола как можно шире. Чтобы и в России в разных регионах она пошла, и в Португалии, и в других странах. От этого я  пишу в пропосоле , что я автор идеи проекта этой соц-рекламы, и  я отдаю эту идею бесплатно всем кому угодно, используйте свободно полностью или частично для создания такой соц-рекламы против выжиганий травы.

Но, когда найдется тот, кто ее сделает в первый раз (нарисует такие картинки и сделает такие тетради), то все последующие, получается, уже будут нарушать его авторские права. А не мои (поскольку я их официально никак не закрепила).

Даже если этот первый исполнитель  не будет против того, чтобы и другие делали такую же соц-рекламу, для всех других это всё равно может стать препятствием повторять идею. Потому что будут бояться нарушать авторские права этого первого исполнителя.

И как сделать так, чтобы мою идею проекта бесплатно и свободно все могли использовать, но при этом не нарушали авторских прав друг друга? Логично кажется – если я на закону оформлю авторские права на идею проекта соц-рекламы, и потом (как в открытом софте) сделаю что-то вроде свободной лицензии использования этой идеи, то должно получиться как я хочу (что все кто угодно смогут брать и повторять идею соц-рекламы в своем регионе). Но как оформлять это юридически, когда весь проект пока только в виде текста (нет самих картинок, готовых подписей). И можно ли так вообще  – я не знаю, рассуждаю чисто умозрительно.

Не знаю, хватило ли у вас терпения читать эти вопросы. Но если бы вы смогли что-то посоветовать по ним –  была бы очень признательна.

С уважением,

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
 

На следующий день 28.09.2018 я обратилась через форму "Контакты" к владельцам бренда LOVE IS (http://www.loveiscartoon.com/contact/) с таким письмом:

Ответ я НЕ получила :)

Из чего я делаю вывод, что им эта тема безыинтересна, они не видят нарушений своих прав и каких-либо проблем. Или же - что там просто нет тех, кто отвечает на почту (в таком случае - это уже их проблемы, а я что могла, то сделала для прояснения ситуации).

Цитата

Dear Sirs,

I need your consultation about the author's right question related with “LOVE IS” comics.

I am ecologists from Russia. I am working in a small group of activists who develop a social campaign against the illegal grass burning in natural areas which gives more than 90% of the causes of wildfires in Russia. We focus our work on Russia but also start a collaboration with the same purpose with people from another countries who also suffer from wildfires and grass burning (Portugal and others).

The population of Russia has the old awful tradition to burn old dry grass at Spring after the snow cover is over. Thus, from the end of March to beginner of May the vast areas of grass are burned by people among the entire country. Those grass burning cause a lot of wildfires – forest fires, peat fires and steppe fires.

Every year the same situation. The grass burning launch the strong wildfires in Spring and those wildfires occur most of the next warm months (until late autumn). The strongest annual wildfires occur in Siberia, Russian Far East, Central Russia, Krasnodar kray, Astrakhan region, Kaliningrad region.

The annual consequences of those wildfires (i.e. the consequences of those grass burning) are really awful. The several million hectares of forest are burned every year. A lot of wild animals are killed in fire. Every year many people are died directly from the grass burning which they conduct by themselves, a lot of houses or entire villages are burned and destroyed. When the peat-fires occur, the population of big cities live for many weeks breathing the smog. Many people have exacerbation of their diseases, many people die prematurely in this period.

Thus, the idea of our social campaign – STOP the grass burning. Finish this awful tradition in Russia (and some other countries).   To stop this, we must explain to people that they must stop grass burning, because those grass burning causes the catastrophic annual wildfires, kill people and wild animals, affect badly on climate, etc. We can’t just say this it once, we have to change the historic tradition of grass burning, change the mind of people. Thus, we need to teach children, to convince on an emotional and logical level, to speak about it as widely and as often as it possible.

One of the purpose of our campaign - to launch a social advertising fighting against grass burning that uses a style a bit similar to the brand of the “LOVE IS” comics. And that’s why I am writing to you.

Now this proposal considered on Russian language here:

http://forest.ru/forum/forum18/topic649/

For the social advertising we want to create a large series of picture+ short signature representing the consequences of grass burning. And make the following design:

1.“the grass burning is”… picture.. “a dead hedgehog”,

2.“the grass burning is”… picture.. “a burnt nest of a blue Jay”,

3.“the grass burning is”… picture.. “my lovely big oak burned near our village”

4.“the grass burning is”… picture.. “my grandmother doesn't have her house anymore”. etc.. (a lot of scenes and stories are possible)

The idea is: in each story to show a single object of the tragedy and to personalize this image (my oak, our village)

Then we are going to use those “comics” as social advertising against grass burning. At first, we want to publish those pictures on the school copybooks and school diaries (by single picture on a copybook or a school diary). It is the main idea of the social advertising – this will allow children and some adults to gradually understand what are the real consequences of the grass burning and prescribed burning . We also want to offer to print those “comics” on boxes with matches, cheap newspapers, etc.

So, my question, is this style of representation the social advertising will or will not violate the author's right of the “LOVE IS” comics brand? Certainly all picture and texts will be absolutely different than in “LOVE IS” comics, because the content of social advertising has nothing common with the idea of the comic “LOVE IS” comics.

I would be obliged you for the answer. If our design will violate the author's right of the “LOVE IS” comics, could you advice the similar style which we can use? Considering the general idea and purpose of the social advertising against grass burning described above.

With best wishes,

Natalia Novoselova <natalieenov@gmail.com>

Наталья Новоселова

Международный Социально-экологический Союз
Страницы: 1
Читают тему