Горящие точки - 2020

Сухая трава горит каждый год? Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем проблемы?
А может быть всё не так страшно?


Школьные лесничества Московской области и Добровольные лесные пожарные Центрального региона приглашают школьников и молодёжь присоединиться к межрегиональному проекту «Горящие точки - 2021».

Задачи проекта:
      показать масштабы ежегодного бедствия - природных пожаров;
      сформировать модели поведения человека, направленные на предотвращение возгораний и уменьшение экологического вреда от огня

Технологии проекта были отработаны школьным лесничеством «Бриз» Кабановской средней школы весной 2019 года. Проект был представлен на «Ярмарке экологических проектов» в «Сколково» и стал победителем.


Участвовать в проекте просто.

Чтобы больше людей узнали о вреде пожаров и борьбе с ними:
       используйте информационные текстовые и видеоматериалы, собранные в группе «Здесь не жгут_там поджигают» и на других ресурсах;
       проводите встречи, уроки и беседы с детьми и взрослыми, используя доступные материалы и распространяя свои разработки.

Если вы стали свидетелями травяного пожара:
       убедитесь, что находитесь в безопасном месте и огонь вам не угрожает;
       сообщите о нём своему преподавателю или сотруднику лесничества, как  можно более точно описав место, а также возможные угрозы лесным массивам  или населённым пунктам - для вызова пожарной охраны;
       по возможности сделайте фотографию;
       размещайте фото и описание места травяного пожара в социальных сетях (пример: группа школьного лесничества «Бриз» «Здесь не жгут_там поджигают», которую также можно использовать или создать свою);
        насколько возможно, границы пожара наносим на Яндекс.карту.

Если пожар уже прекратился, просто фотографируем и описываем место пожара в группе. Эти материалы, снабжённые фотографиями, помогут нам в информационно-просветительской кампании.

Все  полученные сведения будут нанесены на общую карту, использовать которую в своих проектах смогут все участники проекта. Вместе мы должны показать масштабы  проблемы.

КРАЙНЕ ВАЖНО
Школьники,  обнаружившие пожар, ни в коем случае не должны самостоятельно его  тушить, так как это может привести к ожогам, отравлению продуктами  горения, а также повреждению одежды и обуви.

Почему мы считаем, что охват проекта нужно увеличивать?

1. Кампания 2019 года показала, что «Горящие точки» оказались совсем не точками, а огромными выжженными пространствами, угрожающими лесам и населённым пунктам, и об этом необходимо более широко рассказывать и взрослым, и детям (см. карту проекта 2019 года).

2. Использованная технология «народного» картирования оказалась интересной, востребованной и полезной. По сути, она имеет двойное воздействие на людей:

       с одной стороны (влияние «вовне»), наглядное фиксирование площадей пожаров рядом с населёнными пунктами должно способствовать изменению отношения людей к проблеме;

       с другой стороны (влияние «внутрь»), задействованные в проекте активисты начинают более внимательно рассматривать происходящее вокруг и учатся правильно реагировать на появление огня.

3. Необходимо внедрить в практику алгоритм участия неподготовленных волонтёров в социально-значимом проекте: увидел - оценил ситуацию - вызвал пожарных - зафиксировал на карте. В обязательном порядке при проведении вводных занятий, классных часов, мастер-классов озвучиваются требования безопасности, в том числе запрета на самостоятельное тушение огня несовершеннолетними.




На карте зелёными значками обозначены участники проекта. Красные круглые значки - термоточки по данным спутникового мониторинга. Жёлтые участки - пожары 2019 года, красные - текущие данные по пожарам 2020 года.


Информационная поддержка

     


Как работает проект «Горящие точки». Подробности


Как зарегистрироваться в проекте?
Из чего состоит проект?
Как нанести сведения о пожаре на цифровую карту?
Как поделиться новостями о своей работе по проекту?
Обязательно ли создавать свою группу во "В контакте"?
Какие материалы можно использовать в пропаганде?

Как зарегистрироваться в проекте?

Регистрация в проекте осуществляется в группе «Школьные лесничества - лесам будущего» интернет-сайта Forest.RU. Для этого необходимо осуществить несколько несложных шагов:

         * заходите на страницу группы https://forest.ru/club/group/8/;
         * в верхнем правом углу экрана есть две ссылки - «Войти» и «Зарегистрироваться» (для начала регистрируемся);
         * после входа со своим паролем на странице группы https://forest.ru/club/group/8/ нажимаете на ссылку «вступить в группу».

Теперь вы увидите себя в списке участников. Нажмите на свои имя-фамилию и отредактируйте профиль. Большая просьба не стесняться и загружать в качестве аватарки свои фотографии.

В теме форума «Горящие точки» размещаем информацию о себе, чтобы данные о вас появились на общей карте.

В разделе «Сообщения участников» будем публиковать материалы о том, что делается в рамках акции.

Задать вопросы технического характера можно непосредственно в форуме группы.


Из чего состоит проект?

В рамках проекта можно выделить несколько этапов, каждый из которых может включать ряд мероприятий. Не обязательно его повторять - каждый участник действует исходя из местных условий.

Подготовительный этап

В рамках подготовительного этапа мы предлагаем сформировать рабочую группу из членов вашего объединения, при необходимости распределить обязанности.

Для привлечения участников проекта рекомендуем использовать группы в социальных сетях. К примеру, школьным лесничеством "Бриз" была создана группа во Вконтакте (https://vk.com/public179242704), где размещена подборка информационных и агитационных материалов, ориентированных на школьников.Участники могут создавать и свои группы или сайты.

На данном этапе проекта проводятся лекции и беседы со школьниками, разрабатываются и распространяются инструкции по действиям (обязательный пункт — сообщить о возгорании в экстренные службы с указанием места пожара и возможных угроз), а также правилам личной безопасности.

Постарайтесь сформировать и расширять сеть охвата своего проекта, вовлекая новых участников и партнёров.  

Основной этап

Одной из основных целей этапа является фиксация случаев травяных палов, дабы показать масштабы бедствия, которое стало обыденным явлением, мимо которого большинство людей проходят, не реагируя.

Обязательным условием фиксирования травяного пожара является информирование о пожаре экстренных служб через телефон 112 или лесничества.

В разгар пожарного сезона участники проекта продолжают проводить просветительские мероприятия и размещать в СМИ и социальных сетях агитационные материалы — видеоролики, информационные сюжеты, мультфильмы.

Рекомендуем использовать в рамках проекта опросы общественного мнения, чтобы понять основные заблуждения в отношении природных пожаров.

Аналитический этап

В ходе этого завершающего этапа рекомендуем собрать и систематизировать все материалы и поставить задачи на следующий год, сравнить полученные результаты с аналогичными сведениями соседних регионов или предыдущих лет.


Как нанести сведения о пожаре на цифровую карту?

1. Для создания собственной карты травяных палов рекомендуем использовать соответствующий сервис от Яндекса или Гугла. Для работы вам потребуется регистрация на Яндексе. Желательно для проекта создать отдельный аккаунт, не связанный с вашей личной или школьной почтой.

Заходите в "Список карт" -- "Создать карту". Теперь вам останется наносить как можно точнее границы всех выявленных сгоревших участков, обнаруженных участниками проекта. Постарайтесь фиксировать даты выявленных пожаров (насколько это возможно).

2. Для того, чтобы данные вашей группы попали на объединённую карту, используйте ссылку "Экспорт". Полученный экспортный файл необходимо отправить координаторам. Если вы никогда не работали с Яндекс.картами или Гуглкартами, мы поможем вам решить технические проблемы.


Как поделиться своими новостями о ходе проекта?

Как уже было написано выше, обмен информацией осуществляется в группе «Школьные лесничества - лесам будущего» интернет-сайта Forest.RU. (Если вы еще не зарегистрировались на сайте, и вы не знаете, как это сделать, вам сюда.)

         * после входа со своим паролем на странице группы https://forest.ru/club/group/8/ переходите в раздел «Сообщения участников».

Разместите короткое сообщение о своих делах, добавьте фотографии, ссылки на публикации и т.п. Не бойтесь экспериментировать. В любой момент загруженное сообщение можно будет отредактировать. При необходимости вам помогут администраторы группы.

Обязательно ли создавать свою группу во «В контакте»?

Когда зимой 2019 года ребята из школьного лесничества «Бриз» начинали разрабатывать проект, они решили, что «В контакте» - самый удобный способ достучаться до сверстников. Так и появилась группа с немного странным названием «Здесь не жгут_там поджигают». Помимо информации об обнаруженных палах, группа содержит фотоматериалы, видеоролики, справочные материалы, а также подборку мультфильмов. Безусловно, вы можете создать и свою группу, разместив в ней все материалы. Группы могут быть созданы и в Фейсбуке, и на других площадках или сайтах.

Главное, чтобы о проблемах травяных пожаров узнали как можно больше людей.

Какие материалы можно использовать в пропаганде?

Рекомендуем использовать в работе по проекту следующие материалы:

1. Профилактика природных пожаров: методические материалы в помощь учителю на сайте Гринпис России — https://greenwire.greenpeace.org/russia/ru/forest-fires-school-help.  

2. Материалы федеральной информационной кампании "Останови огонь" (видео, фото, презентации и т.д.) можно совершенно спокойно скачать и использовать в своей работе.

3. Методическая разработка школьного урока «Травяные палы и  природные  пожары» для учащихся средних и старших классов (детей 9-17  лет) средних  общеобразовательных школ. Урок разработан в 2017 году в  рамках кампании  «Просто перестать жечь траву». Урок проводится по  стратегии двойного  занятия. Он направлен на убеждение людей не  проводить палы травы,  освещает и другие противопожарные вопросы.

Опубликована и прошла апробирование педагогами на портале «Современный учитель». Описание разработки на странице сайта кампании http://www.green-forums.info/antifire/lesson.htm 


Видео

Есть такая профессия - лес защищать

Лесоведение ― одна из старейших отраслей знания, известная еще со времен Древней Греции и Древнего Рима. За тысячи лет интерес к изучению лесов никуда не исчез, а потребность в их защите актуальна как никогда. О здоровье лесов Подмосковья и борьбе с вредителями деревьев корреспонденту портала «Научная Россия» рассказал начальник отдела защиты лесов ГКУ МО «Мособллес» Святослав Эдуардович Некляев.

Статьи

Может ли посадка леса навредить?

Алексей Ярошенко

Многие люди воспринимают посадку леса как что-то однозначно доброе, правильное и полезное для природы. Отчасти такое мнение возникло из-за ощущения, что посадки леса увеличивают его площадь или, как минимум, не дают ей сокращаться. По мнению автора, в условиях России в большинстве случаев это неправда.

Сколько лесов в России?

Алексей Ярошенко

Один из самых опасных мифов о российских лесах — это представление об огромных таёжных пространствах и о неисчерпаемости наших лесных ресурсов. Официальная статистика вроде бы подтверждает, что лесов у нас много — примерно ⅕ от их общей площади на Земле (20,1%, согласно Глобальной оценке лесных ресурсов 2020 года). Так много лесов в России или мало? Давайте разберёмся.