Как работают школьные лесничества - интервью

Как работают школьные лесничества - интервью

Публикация на сайте проекта "Лесные волонтёры".

Понимание  ценности лесов важно прививать с ранних лет. Этим и занимаются школьные  лесничества — добровольные эколого-образовательные объединения. О том,  как юные лесники помогают лесам и как создать такое движение на базе  школы, рассказал Владимир Захаров — старший участковый лесничий  Орехово-Зуевского филиала ГКУ МО «Мособллес».

                                                                                                                                                                                                                                                                                 


— Что такое «школьное лесничество»?

Это  форма работы с подрастающим поколением, известная с середины прошлого  века. Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд  «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе  Брянской области. В настоящее время школьные лесничества рассматриваются  как форма дополнительного образования и профессиональной ориентации  детей.
[spoiler]
Школьное лесничество действует на основе соглашения между  образовательным учреждением и организацией лесного хозяйства. Оно имеет  двух руководителей — от школы и от лесников. Через реальную  лесохозяйственную, эколого-просветительскую или  опытническо-исследовательскую деятельность члены школьных лесничеств  осваивают образовательные программы.

— Чем именно занимаются юные лесники? Как помогают лесам?

Ребята  вместе с наставниками участвуют в восстановлении лесов (выращивают  посадочный материал на собственных пришкольных питомниках, помогают  созданию лесных культур, собирают семена лесных и декоративных растений,  ухаживают за посадками), организуют акции по лесоохранной, в том числе  противопожарной пропаганде, помогают в обнаружении пожаров. К сожалению,  не все граждане знают, куда нужно звонить и как действовать, если  увидел дым над лесом, а вот наши юные лесники реагируют правильно.

Популярны  массовые акции по посадке леса. На таких масштабных мероприятиях члены  школьных лесничеств работают в качестве инструкторов, помогают  участникам осваивать меч Колесова и соблюдать технологию посадки леса.

Естественно,  школьники только учатся, и в этом им помогают специальные учебные  пособия, консультации специалистов, собственный опыт.

— Какие самые необычные проекты реализовали школьные лесничества?

Сложно  что-то выделить. Очень нравятся проекты, в которых чувствуется  творческое участие самих ребят и их работа с аудиторией. Например, члены  школьного лесничества «БРИЗ» из Кабановской средней школы создалипроект «Горящие точки»,  который направлен на изменение отношения населения к природным пожарам.  В его основе — активное вовлечение школьников и взрослых в деятельность  по фиксированию случаев возгорания сухой травы. Для этого сформирована  интерактивная цифровая карта и проводятся агитационные мероприятия.  Основные инструменты проекта — социальные сети и сетевые сервисы,  которые интересны современному поколению.

Подключившись к проекту, люди начинают замечать масштабы бедствий, которые могут произойти при поджогах травы.

В ближайшее время мы планируем разместить этот проект на платформе «Лесные волонтёры», чтобы расширить географию.  

— Как создать «лесничество» в школе? Почему это может быть полезно школам?

Успех  школьного лесничества во многом определяется наличием двух  заинтересованных людей — педагога и специалиста лесного хозяйства. Если  есть неравнодушные люди, готовые заниматься с ребятами на природе,  заключение соглашений, составление планов работ, программы — это уже  техническая задача.

Интерес школ в таких объединениях очень  прост: школьное лесничество знакомит детей с разнообразием профессий и  видов деятельности, связанных с природой (лесное хозяйство, заповедное  дело, борьба с пожарами, взаимодействие с населением, лесная наука и  т.д.). Конечно, далеко не все выпускники приходят в лесные вузы, но это  не страшно. В конце концов, врачи, строители или адвокаты, имеющие  представления о законах природы — это тоже позитивный результат.

Другой  важный плюс — школьники осваивают навыки самостоятельных исследований, в  том числе в природной среде: как не заблудиться в лесу, как безопасно  развести костёр и потушить его, как приготовить обед в полевых условиях.  Этому в школах сейчас не учат, а родителям часто некогда этим  заниматься.

— С кем и как необходимо согласовать создание нового лесничества?

Так  как школьные лесничества создаются на базе двух организаций (школы и  лесного хозяйства), с их руководствами и нужно согласовать планы по  созданию. Деятельность объединения может осуществляться и на основании  трёхстороннего соглашения, где будут задействованы некоммерческие  организации или бизнес-структуры.

— Как можно поддержать школьные лесничества? Нужны ли им волонтёры?

Думаю,  школьные лесничества не откажутся от помощи. Нужно просто связаться с  ближайшей такой группой, обсудить текущие проекты, программы, обговорить  взаимодействие.

Интересные результаты получаются при  взаимодействии школьных лесничеств со специалистами самых разных  областей знаний. Почвоведы рассказывают о почвах, специалисты по  беспилотникам знакомят детей с техникой, даже физики-ядерщики выступают  перед ребятами. Такие занятия вызывают интерес, обращают внимание  школьников на ту или иную предметную область. Не исключено, что за  интересом последует и более глубокое погружение в тему.

Школьники с интересом включаются и в волонтёрские проекты, приглашают старших волонтёров к себе.







Фото предоставлены В. Захаровым

Источник: https://foresthelp.ru/tpost/v21jjghui1-kak-rabotayut-shkolnie-lesnichestva-inte
  • Архив

    «   Июнь 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30